Ксения Кириллова

В данном случае налицо активное вовлечение ребёнка в организацию, зачастую против его воли, а также принуждение детей к проповедничеству. Более детально призывы к проповедничеству в детской среде звучали в проповеди В.Судакова от 28.08.05 г., то есть накануне 1 сентября. В начале проповеди пастор пригласил на сцену первоклассников, поздравил их и обратился с просьбой проповедовать в тех школах и классах, где будут учится дети. Пастор утверждал, что, находясь в общеобразовательной школе, у ребенка есть возможность проповедовать, а затем благословил каждого, наставляя на проповедь своим одноклассникам. Далее Судаков обратился к родителям с тем, чтобы они постоянно учили ребёнка тому, что его дом – это церковь «Новая жизнь».

Отечественные и международные правовые акты, зная об опасности сект и пытаясь предвидеть подобные случаи, предусмотрели определённые гарантии соблюдения прав ребёнка в подобной ситуации. Так, в ч.2 ст.6 Конвенции о правах ребёнка предусмотрен общий принцип, согласно которому «Государства-участники обеспечивают в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка», а в ч.1,3 ст.14 Конвенции о правах ребёнка отмечается: «Государства-участники уважают право ребенка на свободу мысли, совести и религии… Свобода исповедовать свою религию или веру может подвергаться только таким ограничениям, которые установлены законом и необходимы для охраны государственной безопасности, общественного порядка, нравственности и здоровья населения или защиты основных прав и свобод других лиц»

Отечественное законодательство в развитие этих принципов предусматривает право ребёнка самостоятельно выбирать религию или не исповедовать никакой, а также гарантирует защиту от злоупотреблений со стороны родителей в этой связи. Так, в п.2 ст.56 Семейного кодекса прямо указано, что «Ребёнок имеет право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей», а ст.57 Семейного кодекса обращает внимание на то, что «Ребёнок вправе выражать своё мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы»

В специальном законодательстве, посвящённом свободе совести, данный вопрос также затрагивается. В п.5 ст.3 ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" указано: «Никто не обязан сообщать о своем отношении к религии и не может подвергаться принуждению при определении своего отношения к религии, к исповеданию или отказу от исповедания религии, к участию или неучастию в богослужениях, других религиозных обрядах и церемониях, в деятельности религиозных объединений, в обучении религии. Запрещается вовлечение малолетних в религиозные объединения, а также обучение малолетних религии вопреки их воле и без согласия их родителей или лиц, их заменяющих». На практике же вовлечение детей зачастую происходит обманными методами, без согласия родителей или одного из них. На молодёжных ячейках, где присутствуют в том числе и несовершеннолетние лица, в обязательном порядке следует молитва «за тех, у кого родители против». Дети этих родителей, по словам сектантов, периодически приходят на мероприятия «Новой жизни», прибегая при этом к обману своих близких. Автор лично была свидетелем того, как после показа вербовочного фильма «Иисус» на беседу был оставлен десятилетний мальчик, у которого проводящая беседу сектантка пыталась взять все координаты и убеждала прийти на следующую беседу, даже ценой сокрытия правды от родителей. Примеры подобного подхода есть и в сектантских газетах: «На детское служение мы приглашали ребятишек из летних городских лагерей, из дворов, с улиц города. Впервые были отпечатаны специальные детские визитки… На второй день фестиваля мы с Ириной Водовозовой отправились в центр города. Был жаркий день. Посреди площади находился фонтан, в нем плескались ребятишки. Мы с Ириной разделились, я подошла к малышу, который сидел на бортике фонтана, показывала ему буклеты, приглашала на собрание»71. Правда, в этой же газете указывалось, что согласие родителей было обязательно, но на практике неизвестно ещё ни одного случая, когда отказ кого-то из родителей стал бы основанием для прекращения вовлечения ребёнка в секту.

Помимо перечисленных случаев часты ситуации, когда один из родителей вопреки воле другого приводит детей на собрания «Новой жизни». Однако о необходимости учёта мнения обоих родителей говорит Конституция и Семейный кодекс. Так, согласно п.2 ст. 38 Конституции: «Забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей».

П.2 ст.31 Семейного кодекса отмечает, что «Вопросы материнства, отцовства, воспитания, образования детей и другие вопросы жизни семьи решаются супругами совместно исходя из принципа равенства супругов», а в п.1 ст.1 Семейного кодекса подчёркивается: «Родители имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей (родительские права)».

Стоит ли говорить, что все перечисленные нормы бесцеремонно нарушаются неопятидесятниками, поэтому дети адептов более всего страдают от последствий деятельности данной секты.

9. Служения вспоможения

Помимо перечисленных, в «Новой жизни» существует также ряд вспомогательных служений, или, как их называют в секте, «служений вспоможения». Сюда относятся:

1. Операторское служение. Оно заключается в аудио и видео записи проповедей пастора и сектантских концертов, которые затем продаются в «Новой жизни» за немалые деньги.

2. Служба порядка, призванная следить за порядком перед началом собрания. Её сотрудники помогают рассесться, указывают заблудившимся свободные места, а главное, обеспечивают сбор пожертвований, передавая соответствующее ведро индивидуально каждому человеку и следя за тем, чтобы пожертвование было сделано им.

3. Служение глухонемым, то есть сурдоперевод пасторских речей для глухонемых членов собрания, и т.д.

Существует также ряд проектов, направленных на обучение адептов и подготовку из них будущих служителей, в частности: