Ксения Кириллова

"Я поклялся во гневе Моем, что они не войдут в покой Мой" (Пс. 94:11).

Если Бог клянется, все средства защиты становятся бессильными и человек теряет всякий шанс на милость и оправдание. Не войдут, значит, не войдут. Падут. Погибнут. Вымрут. Если Бог сказал - это "да" и "аминь". Клятва благословения и клятва проклятия. Ты можешь избрать благословение или проклятие. Выбор за тобой».

Таким образом, исходя из идеологии Ледяева, любое обращение к критической информации запрещено под страхом смерти!

В «Новой жизни» также активно звучат призывы к адептам отслеживать свои контакты, исключая из них те, которые, по мнению руководства секты, являются нежелательными. Благодаря отлаженной в секте системе всеобщего доносительства, о которой будет сказано ниже, информация об этих контактах регулярно стекается к лидерам «Новой жизни», которые незамедлительно принимают меры по их пресечению. Особенно активной позицией по данному вопросу отличается ведущий «молодёжного служения» Олег Казанцев. Приведём пример его речи на «молодёжном служении» от 02.04.06 г., представлявшей собой достаточно живописную смесь ругани, криков и откровенных угроз: «Я узнал, что многие наши сёстры дружат с неверующими. Притом не просто дружат, а так, чтобы потом заключить брак – вот так вот дружат! Думаю, ну как, у людей что-то там переклинило, что ли? Что вам непонятно? Вы Библию вообще читаете? Слово Божье вы читаете? Я вам изливаю то, что у меня накопилось».

Если обратиться к правовому аспекту данной проблемы, то, как указано в п.1 ст.23 Конституции: «Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни». Данная мысль конкретизируется в решении Головинского районного суда Северного АО г. Москвы от 26.03.04 г.: «Согласно ст. 23 Конституции РФ каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну. В содержание частной жизни входит свобода уединения, размышления, вступления в контакты с другими людьми или воздержание от таких контактов, тайна жилища». В Постановлении Конституционного Суда (от 23 ноября 1999 г. N 16-П ") отмечается, что «Государство вправе предусмотреть определенные преграды, с тем, чтобы не предоставлять статус религиозной организации автоматически, не допускать легализации сект, нарушающих права человека». Также согласно ч.1 ст.150 Гражданского кодекса РФ, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом. Кроме того, согласно п.4 ст.1 Семейного кодекса, «Запрещаются любые формы ограничения прав граждан при вступлении в брак и в семейных отношениях по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности». Естественно, призыв не вступать в брак с лицами, не являющимися членами «Новой жизни», является формой ограничения прав граждан при вступлении в брак по признаку религиозной принадлежности, а следовательно, прямым нарушением названной нормы. Однако неопятидесятнические секты откровенно пренебрегают данными правами, и стремятся к максимальному влиянию на личную жизнь своих адептов.

2) Система всеобщего доносительства. Несмотря на фактическое обожествление пастора и незыблемость всего, что он произносит, а также строгий контроль как за исполнением адептами своих обязанностей, так и за их личной жизнью, в неопятидесятнических сектах случаются редкие проявления самостоятельности в поступках и суждениях, ввиду которых люди нарушают некоторые установки, внушаемые им в организации. Именно здесь и становится необходимой развитая система доносительства, которая развита у харизматов если не более, то уж во всяком не менее, нежели в других тоталитарных сектах. Понятно, что в тоталитарной секте любая попытка выйти из-под контроля системы должна обнаруживаться как можно раньше и пресекаться на корню. Механизм доносительства в неопятидесятнических собраниях более развит и совершенен, чем даже у «Свидетелей Иеговы». В самом деле, если у иеговистов всё зависит от инициативы конкретных доносчиков или усердия старейшин, у харизматов лидер секты узнаёт о сомнениях и прегрешениях гораздо проще.

Дело в том, что на молодёжных, да и обычных ячейках каждую неделю происходит следующая процедура. Сначала каждый обязан рассказывать о событиях и изменениях, произошедших у него за последнюю неделю. Затем все собравшиеся пишут на листочке своё имя и вытягивают бумажки с именами друг друга. За человека, имя которого ты вытянул, ты обязан молиться всю неделю. Чтобы молитва была содержательной, каждый обязан назвать свои нужды, проблемы и трудности, а соверующий, вытянувший его имя, записывает перечисленные проблемы в свой листок. К трудностям относятся также любые сомнения, допущение критики в адрес пастора, недостаток доверия к теологии процветания, нежелательные контакты и т.д. Всё это озвучивается прилюдно и тут же записывается. Лидер ячейки выборочно записывает те «проблемы», которые могут заинтересовать пастора, и докладывает ему о них на «лидерском служении». Таким образом, личная жизнь всех адептов находится под строжайшем контролем, более того, фиксируется документально и при свидетелях, При такой системе пастор имеет доступ ко всем интересующим его фактам, и может вовремя принять необходимые меры для подавления свободомыслия. Не случайно поэтому у харизматов так часты бывают случаи, когда та или иная речь пастора, говоря на сектантском сленге, «коснулась» кого-то из адептов, то есть затронула именно его ситуацию. Часто мысли и советы пастора по поводу конкретного адепта озвучиваются лидером ячейки на следующей неделе.

Помимо этой системы, в «Новой жизни» поощряется слежка за «неблагонадёжными» адептами и доносительство о каждом их неверном шаге. При этом сектанты свободно могут прибегать ко лжи, хитрости с целью выведать интересующую их информацию. В частности, в секте существуют специальные люди, в функции которых входит начинать общение с новыми членами собрания с целью побуждения их к активности во время прославления и молитвы, а также сбора сведений о вновь обращённом. В функции лидеров ячеек в обязательном порядке входит сообщение пастору всех сведений о самом ничтожном нарушении его воли. Сами адепты утверждают, что о человеке, хотя бы раз появившемся на собрании, пастор знает практически всё. Понятно, что, как и в любой подобной секте, самым надёжным способом реабилитации виновного является собственный донос на кого-либо из соверующих. Разумеется, о закреплённой в ч.1 ст.23 Конституции неприкосновенности частой жизни, личной и семейной тайне в данном случае говорить не приходится, но зато данная система очень эффективно стимулирует адептов к полному послушанию.

4. Контроль мышления. Это ещё один неотъемлемый вид контроля сознания. Сюда входят:

1). Техники, останавливающие мышление: монотонное скандирование, пение, общая молитва.

Отдельно останавливаться на применении перечисленных техник не имеет смысла, так как они были подробно рассмотрены в «Контроле эмоций». Здесь стоит только лишний раз напомнить, что основной целью их использования является именно понижение критичности мышления, значительно повышающее внушаемость адептов. Кроме этого, по мнению автора, снижению критичности мышления способствует сознательное целенаправленное понижение интеллектуального уровня сектантов путём внедрения примитивного, ограниченного и откровенно вульгарного понимания Библии. В главе «Культовое знание» уже упоминалось, что герои библейских сюжетов в проповедях харизматических проповедников очень часто выражаются на сленге, показывают свою беспомощность в сравнении с рядовыми сектантами, а то и вовсе ведут себя непристойно. Практически ни одна проповедь в «Новой жизни» не обходится без того, чтобы пастор не носился по сцене, истерично выкрикивая под общий хохот жаргонные словечки, принадлежащие, по его словам, ученикам Иисуса или вышедшим из Египта евреям. Апогеем этой массовой вульгаризации основных религиозных и культурных ценностей является фильм А.Ледяева «Кифа», свободно продающийся в «Новой жизни».

Данный фильм представляет собой рок-оперу, состоящую из совокупности клипов. Все клипы сделаны на современный манер, действие фильма происходит в обычном городе, среди машин и высотных зданий, а герои (в том числе Иисус) щеголяют в джинсах, жилетах или обычных рубашках навыпуск. Вместо фарисеев, планирующих погубить Иисуса, в фильме появляется толпа мафиози на дорогих машинах, которые с недовольством разглядывают расклеенные по городу… афиши с «Иисусом». На афишах «учитель» стоит на сцене над тянущимся к нему доведённым до экстаза залом, а внизу маркером подписано «18.00» - время сеанса. Ходящий рядом молодой человек занимается тем, что раздаёт приглашения «на Иисуса». Мафию не устраивает популярность «Иисуса», они срывают афиши и разрывают приглашения.