Ксения Кириллова

3. Контроль информации

Это ещё один не менее эффективный способ контроля сознания. Сюда относится использование обмана, искажение и утаивание информации, чтобы сделать её приемлемой, а также запрет на общение с бывшими членами культов и чтение критической литературы; использование исповеди и взаимных доносов для манипуляции и шантажа. К конкретным формам контроля информации можно отнести:

1) Запрет общения с иноверцами, ограничение свободы на получение информации, контроль над личной жизнью.

Необходимо отметить, что, применительно к харизматическим сектам данный запрет имеет определённую специфику. Дело в том, что обязанность проповедовать является одной из основных обязанностей членов секты, стоящая на втором месте после обязанности вносить пожертвования. Однако, в отличие, например, от «Свидетелей Иеговы», в неопятидесятнических сектах часто отсутствуют механизмы контроля самого процесса проповедования отдельными лицами. Если иеговисты обязаны во время вербовки ходить по домам или нежилым помещениям определенное число часов в месяц, то харизматы, в основном, занимаются вербовочной деятельностью в неформальной обстановке: на работе, в вузе, в семье и т.д. (не считая плановых «евангелизаций»). Таким образом, контакты с внешним миром не только разрешаются, но всячески поощряются руководством секты, при условии, однако, что осуществляются они исключительно с целью проповедования, о результатах которого адепты в обязательном порядке обязаны отчитываться на «домашних группах». В остальном под строжайшим контролем секты находятся не только контакты с «мирскими» людьми, но и с «неблагонадёжными» соверующими:

Книга Ледяева «Выжить, что бы жить», гл.4 «Избегай общения с недовольными людьми»: «Совет нечестивых, собрание развратителей - очаг церковных проблем и болезней… Блажен муж, который хранит свои добрые нравы и уважительное отношение к церкви, к помазанникам…Кто окружает тебя, о чем они говорят и что вкладывают в твои уши? Почаще задавай себе эти вопросы. Храни себя чистым и не давай места дьяволу… Недовольный  человек - это опасный человек, несмотря на его одаренность, способности и таланты. Недовольство человека, как коррозия, сначала покрывает, а затем съедает все его достоинства. Своим недовольством и тщеславием ты можешь загубить свое достоинство, творчество и авторитет… Передвигать свой престол весьма рискованно и опасно. Не лучше ли оставаться на своем месте и быть верным в том служении, которое Он вверил нам?...

Недовольство - это не безобидная вещь, это серьёзная инфекция, а гордость - это не только опасная, но и заразная болезнь, почти как чума или холера. И если ее вовремя не изолировать, может вспыхнуть эпидемия... Третья часть звезд - это падшие ангелы, жертвы негативного влияния одной возгордившейся, недовольной личности. Берегись оказаться в этой трети, зараженной, инфицированной, обреченной. Избегай общения с недовольными людьми. Следи за чистотой твоих встреч и общений, следи за чистотой своего мышления и чистотой мотиваций своих поступков… Не позволь ему поразить тебя сомнением, недовольством и ропотом. Угаси эти стрелы потоком благодарности и славословия. Великое приобретение быть благочестивым и довольным, - вот ключ к полной награде… Если тебе дорого твое призвание, защити его, никому не позволь разрушить его. Либо перестань посещать это общество, либо наберись, мужества, стань хозяином положения и поставь все на свои места. Заяви, что церковь для тебя - самая великая святыня - по которой ты не позволишь прохаживаться грязными сапогами и грязными языками никому, даже своим самым близким друзьям… Выбирай правильных друзей. Они тебе нужны не для того, чтобы ползать. Друзья для того, чтобы взлетать, а значит - выжить. Значит - победить! Недовольные люди - это обреченные люди с обреченными идеями… Быть благодарным и довольным - значит приобретать и обогащать свою жизнь. Быть неблагодарным и недовольным - значит безнадежно разрушать и терять свою судьбу. Такие люди теряют. Теряют все: друзей, церковь, обетованную землю, призвание, судьбу…»

В приведённой выше цитате пастор не просто накладывает запрет на общение с определённой категорией людей, а ставит их влияние в сравнение с серьёзной инфекцией, взаимодействие с которой не оставляет для адепта возможности выжить. Участь людей, распространяющих критическую информацию о секте или её лидере, или знакомящихся с такой информацией, конкретизируется ниже в той же книге Ледяева:

"Я поклялся во гневе Моем, что они не войдут в покой Мой" (Пс. 94:11).

Если Бог клянется, все средства защиты становятся бессильными и человек теряет всякий шанс на милость и оправдание. Не войдут, значит, не войдут. Падут. Погибнут. Вымрут. Если Бог сказал - это "да" и "аминь". Клятва благословения и клятва проклятия. Ты можешь избрать благословение или проклятие. Выбор за тобой».

Таким образом, исходя из идеологии Ледяева, любое обращение к критической информации запрещено под страхом смерти!

В «Новой жизни» также активно звучат призывы к адептам отслеживать свои контакты, исключая из них те, которые, по мнению руководства секты, являются нежелательными. Благодаря отлаженной в секте системе всеобщего доносительства, о которой будет сказано ниже, информация об этих контактах регулярно стекается к лидерам «Новой жизни», которые незамедлительно принимают меры по их пресечению. Особенно активной позицией по данному вопросу отличается ведущий «молодёжного служения» Олег Казанцев. Приведём пример его речи на «молодёжном служении» от 02.04.06 г., представлявшей собой достаточно живописную смесь ругани, криков и откровенных угроз: «Я узнал, что многие наши сёстры дружат с неверующими. Притом не просто дружат, а так, чтобы потом заключить брак – вот так вот дружат! Думаю, ну как, у людей что-то там переклинило, что ли? Что вам непонятно? Вы Библию вообще читаете? Слово Божье вы читаете? Я вам изливаю то, что у меня накопилось».

Если обратиться к правовому аспекту данной проблемы, то, как указано в п.1 ст.23 Конституции: «Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни». Данная мысль конкретизируется в решении Головинского районного суда Северного АО г. Москвы от 26.03.04 г.: «Согласно ст. 23 Конституции РФ каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну. В содержание частной жизни входит свобода уединения, размышления, вступления в контакты с другими людьми или воздержание от таких контактов, тайна жилища». В Постановлении Конституционного Суда (от 23 ноября 1999 г. N 16-П ") отмечается, что «Государство вправе предусмотреть определенные преграды, с тем, чтобы не предоставлять статус религиозной организации автоматически, не допускать легализации сект, нарушающих права человека». Также согласно ч.1 ст.150 Гражданского кодекса РФ, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом. Кроме того, согласно п.4 ст.1 Семейного кодекса, «Запрещаются любые формы ограничения прав граждан при вступлении в брак и в семейных отношениях по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности». Естественно, призыв не вступать в брак с лицами, не являющимися членами «Новой жизни», является формой ограничения прав граждан при вступлении в брак по признаку религиозной принадлежности, а следовательно, прямым нарушением названной нормы. Однако неопятидесятнические секты откровенно пренебрегают данными правами, и стремятся к максимальному влиянию на личную жизнь своих адептов.

2) Система всеобщего доносительства. Несмотря на фактическое обожествление пастора и незыблемость всего, что он произносит, а также строгий контроль как за исполнением адептами своих обязанностей, так и за их личной жизнью, в неопятидесятнических сектах случаются редкие проявления самостоятельности в поступках и суждениях, ввиду которых люди нарушают некоторые установки, внушаемые им в организации. Именно здесь и становится необходимой развитая система доносительства, которая развита у харизматов если не более, то уж во всяком не менее, нежели в других тоталитарных сектах. Понятно, что в тоталитарной секте любая попытка выйти из-под контроля системы должна обнаруживаться как можно раньше и пресекаться на корню. Механизм доносительства в неопятидесятнических собраниях более развит и совершенен, чем даже у «Свидетелей Иеговы». В самом деле, если у иеговистов всё зависит от инициативы конкретных доносчиков или усердия старейшин, у харизматов лидер секты узнаёт о сомнениях и прегрешениях гораздо проще.