Ксения Кириллова

В Екатеринбургской «Новой жизни» утверждение псевдохристианских ценностей происходит не только при помощи проповедей, но и путём проведения специальных мероприятий, называемых сектантами «семинарами, обучающими принципам ведения христианского бизнеса». Длятся подобные семинары по три дня. Как правило, начинаются они в пятницу вечером, затем два семинара проходит в субботу (утром и вечером), а заключительный семинар имеет место на воскресной проповеди. Ведут данные мероприятия приезжие «христианские бизнесмены»: как отечественные, так и зарубежные. В частности, 30.04.06 г. в «Новую жизнь» приезжали гости из Германии и Англии, Герман и Грэм. Людям, сведущим в экономике хотя бы на уровне школьного курса, знакомы такие вещи, как закон спроса и предложения, имя известнейшего экономиста Адама Смита и т.д. Здесь же не звучит ничего подобного. Строго говоря, на данных семинарах вообще не даётся никаких специальных экономических знаний и принципов, способных помочь при практическом открытии своего дела. Проповедники в основном хвалятся своими достижениями, сошедшей на них благодатью, к тому же делают это на очень примитивном уровне, без использования какой-либо специальной экономической лексики, а затем предлагают собственные «обучающие бизнесу» программы. Чтобы стать успешным в бизнесе, необходимо обязательно пройти данные программы, состоящие к тому же из различных уровней и стоящие далеко не дёшево. Здесь наблюдается параллель с популярной в наше время системой психокультов, когда человек втягивается в бесконечную череду обучающих семинаров, на практике не дающих никаких специальных знаний, но являющихся прекрасным средством выманивания денег. Более того, человеку, попавшему в подобную систему, уже не представляется возможным достичь чего-то без использования обучающих программ.

Единственной информацией, которая предлагается на сектантских семинарах, является утверждение принципов «теологии процветания» и как раз тех псевдохристианских эгоистических ценностей, о которых говорилось выше. Ниже приводится отрывок из проповеди английского гостя Грэма в секте «Новая жизнь» от 01.05.06 г.19, преподнесённой, разумеется, через переводчицу:

«Господь мудростью своей сделал Иисуса бизнесменом. Удивительно, что всё, что делал Иисус в своей жизни, было подвигом, и это должно быть очень особенным подвигом. Представляете, как люди покупали эти товары из его мастерской? Думаете, что там были какие-то трёхногие стулья? Или какие-то столы, которые шатались? Я думаю, дело Иисуса превосходило это. Когда он путешествовал по Израилю, о нём говорили: «Разве это не сын плотника?» И поэтому я думаю, что у его отца, Иосифа, было большое предприятие. Представляете, если б у его отца было дело по строительству домов? Мы видим Иисуса как очень умного, очень рассудительного человека. Я даже думаю, что он был мощным бизнесменом. И очень часто в своих притчах он говорил о строительстве, о проблемах работы в стране, в которой они жили… И мы должны за модель своей жизни брать модель жизни Иисуса Христа. У каждого, кто следует за Иисусом, было своё дело: Пол делал палатки, а Лидия торговала багряницей. Видите, во всём Новом Завете, везде есть люди, которые занимались производством или торговлей. И мы находимся в сфере бизнеса и продолжаем очень хорошую традицию Божью».

Как вы понимаете, в бизнесе такая информация помочь может мало, однако определённый эффект от неё есть. В частности, как уже говорилось, здесь происходит полное слияние духовного и материального. По сути, какие-либо духовные ценности в этой системе попросту отсутствуют, подменяясь сугубо материальными вещами, к тому же сакрализованными. Поэтому стремление к процветанию и зарабатыванию денег становится не просто доминантой, а единственной составляющей жизни человека, что ведёт к снятию многих внутренних преград (мук совести, стремления к единству с Богом, к высоким духовным идеалам и т.д.). В результате человек действительно может стать успешным бизнесменом, посвятив свою жизнь исключительно этому, но при этом он из существа духовного и социального превращается в своего рода машинку для зарабатывания денег, полностью лишённую как духовных потребностей, так и нравственной составляющей жизни. При этом необходимо помнить, что эта позиция не является сознательным выбором человека, так как он может искренне стремиться к духовным вещам, вместо которых ему при помощи обмана и подтасовок библейских текстов внушают сакрализованный материализм.

Более того, как в любой тоталитарной секте, адептам в прямом смысле слова не оставляют выбора. Если какой-нибудь «заблудший» сектант по наивности задумается о более важных вещах, ему тут же объяснят, что заниматься бизнесом – не только желательное, но и обязательное занятие для истинного христианина. Приведём в качестве примера категоричную формулировку уже упоминавшегося пастора Максима Максимова: «Я сказал: в церкви должно остаться три категории людей: священники, цари и пенсионеры. Если ты не пенсионер и не священник, повернись к соседу и скажи: «Царь я или не царь, в конце концов?!... Ты призван распространять царство – там, в своих отделах, ты призван распространять царство на своей работе, своём заводе, ты призван распространять царство!... Сделай много, будь преуспевающим, ради Бога, процветай! Будь благословенным, чтобы пришли другие, сказали: «Как это ты так всё сделал?» А ты бы сказал: «Меня так благословил Бог и священник мой, Судаков, аллилуйя!» Ко мне приходят люди после собрания в очередь: одна очередь за исцелением, другая – за бизнесом. Я говорю: «Если ты сегодня за исцелением приходишь, ты должен завтра за бизнесом прийти… Если ты не священник, если ты не работаешь проповедником, если ты не левит, тогда будь бодр, дорогой мой, возрастай в карьере… Ты должен возрастать в карьере… Что значит «немножко хлеба»? Ты царь, тебе нужен оленятины кусок. Ты должен думать широко… Я верю, что пришло нам время поднимать поколение людей, которые будут завоёвывать, которые будут светом этому миру… Если ты планируешь свой бизнес, бизнес должен быть успешным, большим…. Профессия – это где я воюю, где я зарабатываю, где я утверждаюсь». Итак, выбор у членов «Новой жизни» невелик: либо самому посвятить жизнь погоне за деньгами, либо учить этому других.

Однако так просто ничего не даётся, и одного членства в секте для получения успеха и процветания явно недостаточно. Поэтому, когда человек уже поверил в обязательность и гарантированность своего процветания, ему предлагаются методы, как именно его достигнуть. Подобная практика вообще характерна для всех тоталитарных сект и именуется эзотерическим разрывом. Суть его заключается в том, что при поступлении в секту, при вербовке, человеку никогда не сообщается об истинном содержании учения секты, о том, что будет потом20 (подробнее – в главе «Прозелитизм»). У «Свидетелей Иеговы», например, вступление в организацию и соблюдение её обязанностей и запретов является единственным способом пережить надвигающийся Армагеддон, о чём человеку сообщается только тогда, когда он уже не сомневается в близости Армагеддона. У неопятидесятников же со временем выясняется, что существуют определённые препятствия для процветания. Справедливости ради стоит сказать, что без этих препятствий «теология процветания» не продержалась бы и года, ведь независимо от того, что говорят её идеологи, они не в силах обеспечить у своих адептов реальный успех и богатство, и харизматическое учение просто разбилось бы о действительность. Однако разработчики учения позаботились об этом. Как отмечают исследователи, «в духовном мире есть определенные силы, которые противятся такому процветанию христианина и выдвигают на его пути разные препоны. Эти препоны — работа диавола и его демонов, которые суть истинные причины болезней, нищеты и несчастий. Естественно, никакие рациональные объяснения болезней и несчастий сектантами не принимаются…Поэтому первая задача для христианина — избавление от этих препон и расчистка пути к процветанию, богатству, красоте и т. п. Так мы приходим к идее духовной войны, которую также можно назвать одной из ключевых концепций “Движения веры”. Так как все люди — духовные существа, христиане могут войти в тот же духовный мир, из которого действуют демоны, и начать в нем войну против армии духов сатаны»21

Но раз существует война, должны быть разработаны какие-то способы достижения победы. Одним из таких способов является визуализация, то есть творение реальности при помощи силы воображения: «“Слово Жизни” восприняло от “Нового мышления” идею, что устное слово обладает громадной творческой силой, нужно лишь научиться эту силу употреблять. Уроки начинаются с типичных методов контролирования сознания: “Очисти полностью голову от своих собственных мыслей и наполни ее словом Божиим! А затем провозгласи это слово, и случится чудо!”

Следовательно, “процветанцы” придают огромное значение провозглашению: устное слово, которое вы произносите, — это ваша власть вязать и решить в мире. Все сказанное вами должно произойти, и вы раз и навсегда связаны с произнесенным вами словом. Поэтому, скажем, если вы идете на собрание “словожизневцев” и вам говорят, что сейчас вас будут исцелять и что вы не можете не исцелиться, то далее все зависит от вас. Вы жаждете исцеления, и вот вам накладывают руки на голову или, скажем, бьют пиджаком. Если после этого вы скажете, что чувствуете себя плохо, то так вам и будет — по вашему слову. Если же вы скажете, что исцелились, то и будете исцелены. Всякие негативные заявления, учат пасторы-силовики, чрезвычайно опасны, потому что, произнося их, мы сами вносим болезни и несчастья в собственную жизнь»22

На практике визуализация выливается в обычное самовнушение, веру вопреки очевидности, заставляет человека убеждать себя в реальности того, чего на самом деле не произошло. Для развития самовнушения идеологи «теологии процветания» предлагают следующий аутотренинг:

К. Коупленд, «Ваше правильное положение перед Богом»: «После того как вы помолились Богу и взяли власть над сатаной, вам следует взять власть над своим физическим телом. Говорите ему во имя Иисуса и приказывайте ему сообразоваться со Словом Божьим, которое говорит, что ранами Иисуса вы исцелились. Я так делал, и мое тело сразу же приходило в норму. Понимаете, духовный мир контролирует естественный мир… И тогда вы, подобно Иисусу, не колеблясь, будете возлагать руки на больных и ожидать, что Бог их исцелит».

Глория Коупленд, «Нет вклада – нет возврата», с.13-15: «Как же теперь «снять» эту

веру со счета? Как достать её из вашего сердца и применить

её к той ситуации, которую необходимо изменить? Вы открываете свои уста и говорите!... Не говорите: обстоятельства. Не говорите: «Все так, как оно есть».