Ксения Кириллова

В самом деле, во время глоссолалии у человека отсутствует осмысленность и логичность изложения мыслей, а следовательно, резко понижается критичность мышления. Сосредоточение на внутренних процессах, возникающее при имитации «говорения на языках» в сочетании с понижением критичности мышления, вызывает состояние транса, что ведёт к повышенной внушаемости человека. Более того, частое использование глоссолалии постепенно и вовсе атрофирует привычные для человека мыслительные процессы.

2. Последствия от одновременного сосуществования хаотической и упорядоченной схем. Нетрудно понять, что хаотическая схема «мышления» противоречит упорядоченной. По сути, это взаимоисключающие системы. Чтобы научиться членораздельной речи, ребёнок вынужден отучиться от беспорядочного «лепета». Если бы он сохранил привычку произвольного сочетания звуков и слогов, он никогда не научился бы правильному их сочетанию. Таким образом, одна схема полностью заменила собой другую. Точно также для того, чтобы сделать глоссолалию автоматической, сектант вынужден разрушать свою нормальную систему мышления, сформированную в результате социализации. Часто многие новообращённые харизматы жалуются на то, что у них не получается «говорить языками». На деле это означает, что существующие у них в мозгу схемы переработки и воспроизведения информации сопротивляются чужеродной и разрушительной для них системе. Когда на такого сектанта «сходит Святой Дух», на практике оказывается, что сопротивление мозга сломлено, и он настроился на примитивную, нелогичную, ведущую к деградации личности программу.

Другое дело, что при имеющемся уровне социализации адептов атрофировать процесс сознательной речи просто невозможно. Таким образом, у харизматов происходит сосуществование двух исключающих друг друга схем мышления. Описанное выше сочетание глоссолалии с нормальной речью представляет собой очень быстрый переход с одной схемы на другую, что показывает, что эти системы развиты на одинаковом уровне. Как считают психологи, столкновение собственных установок человека с чужеродными установками, да ещё и противоречащими его собственным, может привести к тяжёлым депрессиям, истерикам и нервным срывам. Таким образом, истерика является во многих случаях не столько причиной, сколько следствием глоссолалии.

Любопытен также взгляд на глоссолалию с религиозной точки зрения. А.Дворкин в этой связи отмечает: «Святой Дух — Дух Истины — дает дар разумения. А выкрикивание нечленораздельных, никому непонятных бессмысленных звуков — не дар, а наказание Божие, которое посылается на гордых, заносчивых людей, посчитавших себя равными Богу (вспомним библейский рассказ о строителях Вавилонской башни в Быт. 11:1-9). Бог говорит, обращаясь к погрязшему в идолопоклонстве Израилю: “За то лепечущими устами и на чужом языке будут говорить к этому народу. Им говорили: "вот — покой, дайте покой утружденному, и вот успокоение". Но они не хотели слушать” (Ис. 28:11-12). Это единственное пророчество о говорении на непонятных языках в Ветхом Завете. И оно однозначно осмысляется как знамение суда над израильским народом. Именно на это пророчество ссылается апостол Павел в 1 Кор. 14:21-22.

И, наверное, самым сильным свидетельством против нынешней глоссолалии неопятидесятников является то, что “говорящие языками” иностранные проповедники в нашей стране общаются со своими единоверцами через переводчиков. Пока еще ни один из них не смог обратиться к своим российским единоверцам на понятном им языке»31

Тем не менее, при всём противоречии глоссолалии и Библии и при негативных последствиях этого явления, идеологи неопятидесятничества настойчиво призывают своих последователей «молиться на языках», утверждая, что именно эта способность является доказательством их крещения Святым Духом, и попутно обучая их глоссолалии:

К. Коупленд, «Сила веры»: «Оставайтесь в благословениях, который дал вам Бог, и молитесь на иных языках каждый день. Вы никогда не будете прежними!»

К. Коупленд, «Добро пожаловать в семью Божью»: «Дух Святой даёт слова, но

говоришь ты. Нигде в Новом Завете не

сказано, что говорит Святой Дух. Бог не

заставит тебя говорить на языках. Дух

Святой даст слова — слова, неизвестные тебе

— но тебе нужно обеспечить звук. Когда ты молишься на языках, ты молишься «в духе». Точно так же, как твой родной

язык является голосом твоего ума, молитва