Ксения Кириллова

3. доступ (к бессознательному, правому полушарию)

4. работа после введения в транс

5. выход - возвращение к обычному состоянию

В качестве примера можно рассмотреть одну из базовых техник эриксоновского гипноза, которая носит название «Шаблон 5-4-3-2-1».

Это техника основана на действительно очень простом принципе: сначала имеет место оперирование исключительно теми понятиями и словами, которые описывают реальные вещи - все то, что человек видит, слышит и чувствует «здесь и сейчас», то есть то, что легко поддается проверке. На основании подобного описания возникает доверие. Затем в описание постепенно вставляются фразы либо ненавязчивые утверждения о внутреннем состоянии человека, постоянно используются связующие слова для того, чтобы доверие поддерживалось на должном уровне.

Техника построена циклическим образом, как будет видно из дальнейшего описания.

Первый цикл. Методика названа цифровым шаблоном по понятной причине: первоначально (но лишь после установления контакта) оператор говорит человеку четыре фразы о том, что он видит реально, и одну (пятую) фразу, которая содержит скрытое внушение. Далее - четыре фразы о том, что он реально слышит (это должно поддаваться проверке), и пятую фразу внушающего характера. Затем следуют четыре утверждения о двигательных ощущениях, и пятое - о внутреннем состоянии.

Следующий цикл строится практически аналогичным образом, но только теперь дается по три фразы о реальном восприятии, и по две, привлекающие внимание к восприятию внутреннему.

Соответственно, далее следуют этапы, когда говорится по два предложения, поддающихся проверке, и три предложения внушающего характера (он не должен быть нагляден), которые описывают внутреннее состояние.

Наконец, одно предложение, ориентированное внешне, и четыре - ориентированных внутренне.

Как правило, после этого оператор может уже переходить собственно к внушению, то есть говорить исключительно о внутреннем состоянии и ощущениях.

Подобная техника применяется и в екатеринбургской «Новой жизни». В анализе, сделанном по видеоматериалам, отснятым самой сектой, психологом Марком Матвеевичем Ицковичем (специалистом по трансперсональной психологии, патопсихологии, психологии образования, нейролингвистическому программированию и эриксоновскому гипнозу, групповой психотерапии, психологом в системе Министерства юстиции РФ) Марк Матвеевич следующим образом описывает применение элементов вышеуказанного шаблона: «Во время песни ведущая произносит следующие фразы: "Иисус - наш Бог, Иисус - Господь, Иисус - это я". Внимание. Здесь использована техника трансонаведения, использующая инерцию мышления. Обратите внимание: первые два утверждения абсолютно верны, а вот третья является ложью, поскольку никто из ныне живущих людей не может быть Иисусом Христом. Так как эта фраза произносится после первых двух, то сознание по инерции склонно согласиться с ней, как и с первыми двумя. Критичность мышления у аудитории уже понижена предыдущими действиями, и хор отвлекает своим ритмом от вдумчивого осмысления. Таким образом, ведущая объединяет себя и, следовательно, секту с Богом. Значит в дальнейшем при произнесении имен Божиих (Иисус, Бог, Дух Святой, личных местоимений) следует понимать на самом деле секту… Новая ведущая с левой стороны спрашивает: Кто твой Бог? Ответ зала: Иисус. Кто привел тебя сюда и благословил тебя? Ответ зала: Иисус. Сознательно-логически диалог сомнителен, ибо люди пришли сами и их еще никто не благословлял, а вот подсознательно фразы абсолютно выверены, поскольку при подмене Иисуса на секту фраза полностью верна. Именно секта пригласила и привела людей, и именно она хвалила и благословляла. Таким образом, укрепляется сознание тождества между Богом и сектой. Надо отметить, что поскольку люди отвечают сами, то эти утверждения становятся их собственными убеждениями»38.

Похожие техники сохраняются в «Новой жизни» и сейчас. На каждом собрании имеют место различные вариации одного и того же сценария:

1. Иисус – господь