Ксения Кириллова

3. Постановлении Государственной Думы РФ «Об обращении Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации «К Президенту Российской Федерации об опасных последствиях воздействия некоторых религиозных организаций на здоровье общества, семьи, граждан России» от 15.12.96 г.

4. Информационном материале Министерства здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации «К докладу о социально-медицинских последствиях воздействия некоторых религиозных организаций на здоровье личности, семьи, общества и мерах обеспечения помощи пострадавшим», 96г. и др.

Характер неопятидесятнических сект изложен в 18 пункте Итогового заявления Православной сибирской международной конференции "Тоталитарные секты в Сибири", прошедшей с 10 по 13 января 1999 года в Алтайском крае: "Мы считаем долгом предупредить о недопустимой жесткой структуре межличностных отношений в различных неохаризматических группах, принадлежащих к так называемому "Движению веры" ("Теология процветания"). Крайняя нетерпимость и стремление поставить всю жизнь своих адептов под ежеминутный и тотальный контроль, характерные для этих движений (результатом чего, зачастую, являются психические расстройства и самоубийства членов этих сект), понуждают нас признать, что способ функционирования этих организаций скорее затрудняет принятие Евангелия, чем служит его подлинному распространению. Мы свидетельствуем о том, что оккультно-магический характер вероучения и практики различных принадлежащих к "Движению веры" групп (например, таких, как "Живая вода", "Новая Жизнь", "Живой родник", "Слово Истины", "Церковь нового поколения", "Церковь завета", "Живая вера", "Церковь прославления", "Слово Жизни" и т.д.), вообще ставит их за рамки христианского мира".

Для подобных сект характерны, как уже говорилось в резолюции конференции, крайняя нетерпимость и стремление поставить жизнь своих адептов под ежеминутный и тотальный контроль, результатом чего, зачастую являются психические расстройства и самоубийства членов этих организаций. Использование психометодик, эриксоновского гипноза, трансонаводящих практик приводит к тому, что процент бывших членов секты, которые оказались в психиатрических лечебницах, гораздо выше средних показателей. В Свердловской областной психиатрической клинике неоднократно проходили излечение последователи секты "Новая Жизнь".

В 2002 году под эгидой Полномочного Представителя Президента в УрФО П.М.Латышева, в Академии Госслужбы состоялась Международная научно-практическая конференция «Тоталитарные секты – угроза религиозного экстремизма». В ее итоговом документе было особо отмечено беспокойство участников конференции относительно деятельности неопятидесятников в России и на Урале в частности. По мнению ведущих экспертов Европы и Российской Федерации, данное движение несомненно представляет угрозу для национальной безопасности страны.

В Екатеринбурге, «Новая жизнь», является, пожалуй, самой скандальной сектой, что выражается в систематическом преследовании СМИ, которые публикуют о ней критические материалы. Сюда относятся газеты «Уральская жизнь» и «Уральская медицина», «Регион Информ» и «Православная газета». В своё время секта также пыталась оказать давление на Миссионерский отдел Епархии за распространение информации о ней.

В 1996 году по запросу тогдашнего заместителя главы города Екатеринбурга А.Г. Коберниченко, факультет психологии Санкт-Петербургского Государственного Университета сделал заключение на видеозапись службы церкви "Новая Жизнь", в котором подчеркнул: "считаем, что представленная на видеокассете служба способна оказать неблагоприятное воздействие на неустойчивых психически людей и вызвать тяжелые психиатрические последствия для участников службы". Чуть позже психолог Духовного Училища В.Ф. Езерский сделал медико-психологическую экспертизу собрания секты "Новая Жизнь". В результате он подвергся такому преследованию со стороны сектантов, что вынужден был переехать в другой город, где они его вновь нашли и принудили к формальному извинению. Однако в это же время вышел более детальный психологический анализ собрания секты "Новая Жизнь" старшего психолога ГУИН Ицковича М.М.

В настоящее время в данной секте более 2000 человек в центральном отделении, также имеется до 10 филиалов в области. Организация носит откровенно политико-коммерческий характер.

Стоит также сразу определиться с терминологией. На данный момент является дискуссионным вопрос, насколько корректно употребление термина «секта», и тем более «тоталитарная секта». Эта проблема уже стала причиной множества судебных исков со стороны различных религиозных организаций, заявляющих о нанесении вреда их деловой репутации. Однако следует помнить, что, во-первых, к религиозной организации не применима категория «деловой репутации», а, во-вторых, термин «секта» сам по себе является общеупотребимым и не несёт какой-либо негативной смысловой нагрузки.

Если обратиться к этимологии слова «секта», "Толковый словарь живого великорусского языка" Владимира Даля трактует его как "братство, принявшее свое, отдельное учение о вере; согласие, толк, раскол или ересь". В "Словаре русского языка" С.И. Ожегова секта определяется как "религиозное объединение, отделившееся от какого-либо учения и ему противостоящее", а в переносном смысле - как "группа лиц, замкнувшихся в своих мелких, узких интересах"1. Такое же толкование дает термину "Энциклопедия Кирилла и Мефодия"2. Академический словарь Ушакова понимает под сектой "религиозное сообщество, состоящее из людей, отколовшихся от господствующей церкви и принявшей новое учение", а в переносном смысле - " отгородившуюся от общения с другими, замкнувшуюся в себе группу лиц". Подобным образом разъясняется этот термин и в "Словаре иностранных слов" под редакцией Ф.Н.Петрова: "Секта - религиозная община, отколовшаяся от господствующей церкви; замкнутая группа, чуждающаяся широких масс".

Таким образом можно прийти к выводу, что термин применяется для обозначения как специфических религиозных объединений, так и иных замкнувшихся, дистанцировавшихся от общества в силу своих интересов групп, что само по себе не носит оскорбительного характера.

Научная литература дает секте следующее определение:

"Секта религиозная (лат. secta - образ мыслей, учение) - один из типов религиозных объединений. Секта религиозная возникает как оппозиционное течение по отношению к тем или иным религиозным направлениям. Для секты религиозной характерна претензия на исключительность своей роли, доктрины, идейных принципов, ценностей, установок. С этим связаны настроения избранничества, а нередко - и тенденция к изоляционизму. Резко выражено стремление к духовному выражению (ревивализм), признаком которого считается строгое соблюдение определенного нравственного кодекса и ритуальных предписаний. Эта установка нередко ведет к фанатизму. Секта религиозная отрицает институт священства, лидерство считает харизматическим, право на него признает за лицом, которое получило якобы как милость божью особую способность к руководству. Подчеркивается равенство всех членов, провозглашается принцип добровольности объединения, делается акцент на "обращение", предшествующее членству. Указанные черты, отдельно взятые, могут быть обнаружены и у религиозных объединений иных типов. Однако совокупность признаков характерна именно для секты религиозной. Общие признаки по-разному модифицируются в различных сектантских течениях. Историческая судьба сект религиозных неодинакова. Одни из них через определенный промежуток времени прекращают свое существование. Другие с течением времени превращаются в церкви или деноминации".