Как возник наш мир (У. Дж. Гладсхауэр)

Видишь, говорили Галилею представители церкви, и Библия учит, что Земля стоит неподвижно, а Солнце движется. Чтобы спасти свою жизнь, Галилей в 1632 году отрекся от своих утверждений: за ересь церковь в те времена карала смертью. Но на смертном одре Галилей сказал: "И все же она вертится!" Поскольку Библия не использует научный язык, можно, конечно, спросить, действительно ли она учит, что Солнце движется?

Библия использует символы разговорной речи, которыми люди пользуются в обыденной жизни. Люди двадцатого века тоже говорят, что солнце всходит и заходит – просто потому, что это соответствует нашему восприятию мира. И при этом все понимают, что мы хотим сказать. Словарный запас Библии Как и человек в своей обыденной жизни, Библия говорит бытовым языком, не языком исследовательской лаборатории или университетской аудитории, не научным, а преднаучным, или, еще точнее, сверхнаучным языком.

Мы не можем ожидать найти в Библии научную картину мира. Тем не менее Библия содержит определенную картину мира (представления о действительности). Существуют различные картины мира, и их можно грубо разделить следующим образом: а) Созерцательная – бытовая, обиходная картина мира. Она соответствует субъективному человеческому восприятию. В ней мы говорим о солнце, которое всходит и заходит.

Эту картину мира можно было бы назвать наивной. б) Формальная – модельная картина мира, используемая естественными науками, в особенности представления о форме Земли (шарообразная, а не плоская), о месте Земли во Вселенной, в Солнечной системе, во Млечном Пути и т.д. Эта картина мира представляет наш мир не с субъективной точки зрения, а в виде описанных формальным языком моделей. в)

Смысловая – сумма знаний и представлений, в первую очередь вопросы происхождения, смысла и предназначения нашего мира. Это разделение оправдано, потому что помогает нам понять две важные истины: 1. Библия не дает нам формальной картины мира, то есть не говорит ни об устаревшей, ни о современной научной картине мира. Поэтому Библия не может вступать в конфликт с какой-либо научной картиной мира. 2.

Наука не дает нам смысловую картину мира, во всяком случае тогда, когда она не превышает свои полномочия. Научная картина мира ничего не может сказать нам о происхождении, смысле и предназначении этого мира, потому что эти вопросы лежат за пределами научного эксперимента. Таким образом, сегодняшняя замкнутая картина мира (в которой нет места для чудес и сверхъестественных явлений)

уже не является формальной, ее скорее можно назвать смысловой. Она является прежде всего следствием материалистического, эволюционистского и неодарвинистского мышления, а не продуктом научных исследований. Поэтому библейская смысловая картина мира находится в конфликте не с формальной картиной мира, а лишь со смысловой картиной мира определенных философских направлений.

Бог говорит нам в Библии о природе и истории, но не для удовлетворения нашего исследовательского любопытства, а для того, чтобы мы поняли, каким Бог видит мир и как Он приводит в исполнение Свои планы. Прежде всего в первой главе книги Бытия мы находим целый ряд примеров, иллюстрирующих различия между смысловой и формальной картинами мира. 1. "В начале сотворил Бог небо и землю" (стих 1).

В случае формальной модели не было бы необходимости отдельно упоминать Землю, потому что она лишь обычное небесное тело, каких миллиарды. Но библейская смысловая картина мира ставит Землю как раз в центр, потому что она предназначена для жизни людей, и на ней Бог осуществляет Свой план спасения. 2. В 11-м стихе мы видим описание земной флоры. Однако и здесь нет необходимой для формальной картины классификации: мы имеем лишь смысловую картину.

Растения, важные для жизни человека и животных, лишь упоминаются и при этом поделены на группы по их значимости (ср.ст.29-30). 3. И при описании небесных тел (ст. 14-19) мы сталкиваемся с созерцательным и смысловым описанием. В формальном описании нельзя было бы сказать, что небесные тела размещены на небосводе (тверди небесной), но с точки зрения смыслового описания они как раз там и находятся.

Кроме того, в формальной картине мира наверняка были бы описаны важные функции небесных тел во Вселенной, но смысловая картина в первой главе Бытия называет только те функции солнца, луны и звезд, которые имеют значение для человека, а они проявляются именно на небосводе, именно они определяют наступление дня и ночи, смену времен года и течение лет.

Так, например, звезды в смысловой картине мира лишь "малые светила", хотя формальная модель говорит о звездах, по величине во много раз превышающих Солнце. Что же было дальше? К счастью, Библия говорит обычным разговорным языком, поэтому люди во все времена могли понять ее. Представим себе на мгновение, что Библия была бы написана научным языком. Но каким тогда?

Языком науки 16-го, 19-го, 20-го или 21-го века? При этом мы еще даже не затронули проблему, занимавшую Галилея: действительно ли останавливалось солнце во времена Иисуса Навина? Говоря научным языком, действительно ли настолько замедлилось вращение Земли или произошло какое-то другое чудо, так что солнце оставалось видимым на небе и день продлился намного дольше положенного? Галилей верил, что так оно и было.

Вопрос заключается в следующем: описанный в Библии факт достоверен или нет? Отвечая на этот вопрос, Галилей не встал на сторону современных критиков, он остался на стороне тех, кто и сегодня считает Библию исторически достоверной. Галилей верил событию из 10-й главы книги Иисуса Навина! Он только по-другому объяснял это чудо. После проведенного Фомой Аквинским разделения между природным и сверхъестественным, конфликта между Галилеем и Церковью и переворота, осуществленного Декартом, возведшего мышление и разум в ранг высшего авторитета человечества, этот процесс непрерывно набирает скорость.