Svyatoslav Kobov

В таком случае, конечная цель ислама — привести весь мир в подчинение себе, однако мусульманская религия вовсе не должна кончать самоубийством, бескомпромиссно следуя этой цели. Мусульмане допускают перемирие с неверными ради выживания веры и ее дальнейшего распространения. Если же перевес находится на стороне ислама, то религия обязывает мусульман подняться и подавить все окружающее, заставив исповедать, что Аллах — это Бог, или умереть. До той поры мусульманские страны находятся в перемирии с окружающими странами и накапливают силы для великого дня будущего джихада19.

ГЛАВА 3. Развитие учения о джихаде

Джихад, прежде чем приобрести свое окончательное положение в исламе прошел через несколько этапов.

Первый этап, когда джихад был запрещен. Он продолжался 13 лет от начала проповеди Мухаммада в Мекке до переселения в Медину (то есть до хиджры). В этом этапе многие аяты призывали к терпению, прощению, к хорошему отношению и и благим увещаниям. В мекканских сурах Корана написано: «Удержите ваши руки и простаивайте молитву и давайте очищение» (Сура 4 «Женщины» 77). «Отвратись же от них и скажи: «Мир, а потом они узнают» (Сура 43 «Украшения», 89). «Скажи тем, которые уверовали, пусть они протают тем, которые не надеются на дни Аллаха…» (Сура 45 «Коленопреклоненная», 14).

Первоначально под джихадом понималась деятельность членов мусульманской уммы по распространению ислама мирными средствами. При этом запрещалось использование методов вооруженной борьбы. Считается, что данное понимание определялось малочисленностью общины и необходимостью защитить ранних мусульман от уничтожения, которое могло стать результатом открытой конфронтации с противниками.

Второй этап, когда джихад был разрешен, но не являлся обязательным. Это случилось во время переселения Мухаммада, на дороге между Меккой и Мединой. Абу Аббас сказал: «Когда Пророк вышел из Мекки, Абу Бакр сказал: «Они измучили своего Пророка, так что он вышел от них воевать. Они обязательно погибнут»20. На этом этапе был ниспослал следующий аят: «Дозволено тем, с которыми сражаются, за то, что они обижены... Поистине Аллах может помочь им — тем, которые изгнаны из своих домов без права, разве только за то, что они говорили: «Господь наш — Аллах». И если бы не защита Аллахом людей одних другими, то разрушены были бы скиты, и церкви, и места молитвы, и места поклонения, в которых поминается имя Аллаха много. Поможет Аллах тому, кому Он поможет, — ведь Аллах Силен, Славен! — тем, кто — если Мы укрепляем их на земле — совершают молитву, и дают очищение, и приказывают одобряемое, и удерживают от неодобряемого. К Аллаху — завершение дел!» (Сура 22 «Хадж», 39). Относящиеся к этому периоду указания Корана призывают мусульман вести вооруженную борьбу с немусульманами при условии, что те сами выступают инициаторами войны. Признается только оборонительный характер военных действий. Агрессия в отношении «неверных» по-прежнему не допускается.

Третий этап, когда мусульманам было разрешено сражаться с теми, кто сражается с ними. Был ниспослан следующий аят: «И сражайтесь на пути Аллаха с теми, кто сражается с вами» (Сура 2 «Корова» 190).

Четвертый этап, когда джихад стал обязательным. Это случилось во втором году после хиджры, когда был ниспосланы следующие аяты:

«Предписано вам сражение, и оно ненавистно вам. И может быть вы не любите что-то, а оно — добро для вас, и может вы любите что-то, а оно — зло для вас» (Сура 2 «Корова», 216)

Слово «предписано» в данном аяте означает «стало обязательным».

Точно так же нужно понимать и следующий аят: «О, вы, которые уверовали! Предписан вам пост, так же как он предписан тем, кто был до вас. Может быть, вы будете богобоязненными» (Сура 2 «Корова», 183).