Svyatoslav Kobov

При этом условии джихад становится строго обязательным для мусульман, на земли которых напали кафиры и для мусульман, находящихся рядом; при этом, дети выступают без разрешения родителей, жена без разрешения мужа и должник без разрешения кредитора. А если мусульмане этой земли не могут изгнать кафиров из-за нехватки силы, из-за того, что ослабли, или же из-за лени или просто ничего не предпринимают, то в этом случае джихад распространяется в виде круга от ближайших (мусульман) к следующим. Если и они слишком слабы или же опять присутствует нехватка живой силы, то тогда обязанность джихада переходит к людям, которые за ними, и на людей, которые за этими людьми. Этот процесс продолжается до тех пор, пока джихад не охватит весь мир.

Шейх Ибн Таймия говорит об этом: «Что касается оборонительного джихада, который заключается в изгнании агрессора, то это самый тяжелый вид Джихада. Все согласны, что это обязанность защищать религию и все что является святым. Первейшая обязанность после веры — это отражение вражеского агрессора, который нападает на религию и мирские дела. Здесь нет места для наличия условий, таких как запасы или транспорт, скорее он сражается всем достигнутым потенциалом. Ученые, наши современники и другие говорили об этом».

Это объясняется подробнее в хадисе: «Мухаммад, сказал: «на мусульманине лежит послушание и подчинение и при лишениях, и при преуспевании, в том, что ему нравится и не нравится и даже если его лишают своих прав».

Теперь мы рассмотрим мнение четырех мазхабов (законодательных школ), все из которых согласны друг с другом в этом вопросе.

Ханафииты. Ибн Абидин сказал: «Джихад становится строго обязательным, если враг атакует одну из границ мусульман, и он становится строго обязательным для тех, кто находится рядом. Для тех, кто находится далеко — это обязательным, но если их помощь не требуется. Если же в них есть нужда, возможно, из-за того, что те, которые под атакой не могут сопротивляться врагу или ленятся и не сражаются на Джихаде, то тогда сражение становится строго обязательным для тех, кто за ними, как и обязанность молиться и поститься. И нет «лазейки» для них оставить его (джихад). Если они до такой степени не способны, тогда джихад становится для тех, кто за ними и так будет продолжаться до тех пор, пока джихад не станет строго обязательным для всей исламской уммы от Востока до Запада».

Маликиты. В одном из трудов говорится: «Джихад становится строго обязательным при неожиданной атаке врага. Сказано: «Где бы это не происходило, джихад незамедлительно становится строго обязательным для каждого, даже для женщины, рабов и детей. И они должны выступить, даже если опекуны, мужья и кредиторы запрещают им».

Шафииты учат: «Если они (кафиры) приближаются к одной из наших земель и расстояние между ними и нами становится меньше, чем расстояние, позволяющее сокращение молитвы, тогда люди этой территории должны защитить ее, и это становится строго обязательным даже для людей, для которых обычно нет джихада: бедняки, дети, рабы, должники и женщины.

Ханбалиты пишут: «Джихад становится строго обязательным в 3-х ситуациях:

Если две стороны встретились друг против друга в бою, и они приближаются друг к другу.

Если кафиры вторглись в землю, то джихад становится строго обязательным для ее населения.

Если имам призывает людей выступить, то это становится обязательным для них.

Ибн Таймия отметил: «Если враг вторгается в землю мусульман, то нет никакого сомнения в том, что для тех, кто находится поблизости (от территории, на которую напали кафиры и следующих за этими (людьми) изгнание становится обязательным из-за того, что земли мусульман — это как одна целая земля. Выступление на такую территорию становится обязательным даже без разрешения родителей или кредитора, и повествования, переданные Ахмадом, ясно говорят об этом». Подобная ситуация известна как Всеобщее Выступление45.

«Если кафиры войдут на исламскую землю, равнина это или гора, населенная местность или пустырь, и даже на пядь пустыни, джихад становится строго обязательным обитателям этой местности и тем, кто находится вокруг нее на расстоянии, когда молитва сокращается (то есть, в окружности 81 км)».

«…Обязаны выйти все — конные и пешие, хорошо вооруженные и плохо, женатые и неженатые, с разрешением и без него, мужчины и женщины. Не снимается с них обязанность, пока они не очистят этот клочок земли от кафиров, а если не справятся обитатели этой территории своими силами или поленятся, или приложат недостаточно усилий, или вообще не выйдут, тогда джихад распространяется на тех, которые живут за ними...»46.