МОСКОВСКАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ

 

2. 1. Теология и мариология.

 

2. 1. 1. Учение об ипостаси как имени (триадология).

Для любой религиозно-философской системы представление о Божестве являются той отправной точкой, тем зерном, из которого произрастают и все теоретические вероучительные построения, и нравственные убеждения, и аскетическая практика. В этом зерне сконцентрировано все, чем впоследствии характеризуется данная система. Вот почему разбору «марианского» учения о Боге необходимо уделить особо пристальное внимание. Для начала посмотрим, каково же «марианское богомыслие о догмате Пресвятой Троицы»?

Вопреки декларируемому «православию», в «пророческих» и дидактических текстах БЦ отсутствует внятное изложение исконно православного учения о Святой Троице. Нигде, в том числе и в «Державном катехизисе», определенно не говорится о том, что Бог един по божественной Природе и имеет три Лица (Ипостаси), которые просты, неслитны и неизменны. Нигде четко не определена внутритроичная субординация: от безначального Бога Отца рождается Бог Сын и исходит Дух Святой. А если порой у «отцов» БЦ и встречаются высказывания, формально не противоречащие православной догматике, то в общем контексте «марианского» учения они теряют свой ортодоксальный смысл. Зато, в сочинениях БЦ четко видны следы католического влияния. Некоторые высказывания имеют явные аналогии с латинским учением о filioque. Но на этом сходство межу католической триадологией и «марианской» теологией прекращается. Ведь, если в католической Троице Ипостась Святого Духа принижена перед Ипостасями Отца и Сына, то в учении Береславского прочие «Лица» нисколько не уступают Духу в своем безличии! Например: «В действительности Бог Отец есть энергия абсолютной Любви». Следует напомнить, что именно христианской богословской мысли принадлежит заслуга в определении понятий «лицо» и «ипостась» как простого, неизменного, неделимого, самотождественного, уникального, глубинного «я». «Мариане» вкладывают в понятие «лицо» и «ипостась» совсем иной, неправославный смысл: «Ипостась – деятельное проявление Божества или Божественной силы, которая создает мир». В качестве синонима к слову «ипостась» идеологи БЦ используют понятие «имя», что роднит их учение со взглядами еретиков евномиан (IIIв.), каббалистов (имеется ввиду концепция сефирот) и крайних «имябожников» (ХХв.): «Ипостась тесно связана с именем. Имя как бы заключает в себе основную функцию ипостаси». Таким образом, для «богородичников» ипостась – это модус Божественного бытия (отсюда название одной из ранних христианских ересей – модализм (IIв.), Его «проявление», «имя», которое носит временный, неустойчивый характер, вследствие чего божественные Лица лишены ипостасной самотождественности, они взаимозаменяемы: «Другой смысл ипостаси – замененность: Отец проявляется в Сыне и Сын в Духе», «Дух Святой, открывшийся как Божие Слово» или наоборот: «Бог открывался как Слово в Евангелии и свидетелях и через откровение тайн явится как Дух Святой по всей земле». Поэтому Троица, которая видится Береславскому «очами Божией Матери», предстает перед нами как некая изменчивая монада: «Тайна Троицы величайшая, – вещает лжебогородица, – Сын и есть Отец, и Он же – Дух Святой Один в Трех и Три в Едином». «Сын Божий, Он же Отец и Дух Святой и Слава Троицы Превечной», «Тот, который и Сын и Отец и Дух Святой в одном Лице ». Слияние различных «Лиц» происходит за счет «истощания Отца в Сына и Духа Святого». Не удивительно, что в текстах БЦ Святая Троица с одинаковым успехом может именоваться: «Бог Отец, Триипостасный Всесильный Самодержец», «Триипостасный Христос» (как вариант – «Триипостасный Сын») или «Дух, единый в трех Лицах».

Береславский учит о скором наступлении Третьего Завета: «Три завета (Ветхий, Новый, Святодуховский) – одно». При этом, «если ипостась Отца была явлена, дабы созиждить и устроить, задача Сына – спасти через Жертву, то Дух Святый не устрояет и не распинается, но животворит и воскрешает, и потому настал час воскресения из гробов, ибо пришла эпоха Третьей Ипостаси», «Грядет эпоха Духа Святого». Из приведенных текстов можно предположить, что модусы Божества должны последовательно сменять один другой, но на самом деле все обстоит гораздо сложнее: различные ипостаси-модусы действуют параллельно, причем каждая из них, в свою очередь, может иметь несколько ипостасных имен-проявлений. Так «пророк» сообщает своей пастве, что «отличительная черта новой эры: двойственная ипостась Христа – Агнец и Жених», далее следует уточнение, число ипостасей Христа одновременно увеличивается до трех: «три изумительных неслиянных