МОСКОВСКАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ

За что же нужно ненавидеть себя? По Береславскому выходит, что за обитающий внутри нас грех, адскую субстанцию: «Плоть твоя, – обращается он к читателю, – соткана из темной материи». Ересиарх даже берется указать точные координаты этой субстанции в «тонком теле»: «Зад в физическом теле – место хранения отбросов, в тонком – средоточие радиоактивного топлива». Но в первую очередь обличительный пафос Береславского направлен не на «место хранения», а на источник греха в человеке – «половой центр»: «Сатана совершил чудовищное кощунство – операцию над духовным телом, окрав совесть: подключив ее вместо духовного неба (переживание вины перед Вышним), к сфере срамной, генитальной. Жупел – печать сатаны, несомая в нас субстанция геенны, отпечаток Велиара в генитальном сердце. В тонком теле устанавливается порочный канал связи между половым центром и сердцем». «Несешь в себе срамной образ змия, алтарь на гениталиях», «ядерный реактор», «Чернобыль, который полыхает у нас в чреслах», «черную дымную лампаду, воскуряющую грязные дымы» и т. п. Вполне очевидно, что учение о «жупеле» как источнике греховной энергии змия-искусителя, расположенном в «половом центре» человека является весьма прозрачным намеком на тантрическое учение о чакрах и энергии змеи кундалини.

Сексуальная сфера вызывает у Береславского лютую ненависть. Причем, вслед за Фрейдом, «пророк» явно переоценивает ее роль. А может быть это просто проявление страха? «Блуд основан на действии жупела в результате завета с дьяволом. Должно быть усвоено радиоактивное действие блуда: постепенный медленный распад, болезнь, смерть». «Никогда еще действие блудного беса не было таким всепоглащающим. Спрут сей простер щупальца по всему внутреннему человеку, заполнил все сосуды его». «Всякий грех замешан на блуде». «Борьба с блудом есть то же, что и борьба с грехом».

Попробуем понять, что же питает ненависть Береславского в отношении репродуктивных органов? В святоотеческом наследии мы находим совсем иное отношение к человеческому телу. Так преподобный Симеон Новый Богослов, особо почитаемый «богородичниками», в 58-м гимне говорит прямо противоположное тому, что утверждает ересиарх: «Члены Христовы суть и скрытые (члены), ибо они бывают покрываемы; и потому они важнее прочих (1Кор.12,22-24), как незримые для всех, сокрытые члены Сокровенного» и пр. У аскета достигшего бесстрастия т. н. «срамные» места не вызывают никакой брезгливости, и тем более не наделяются им какой-либо демонической природой. Пожалуй, не только великие святые, но и средне статистические «грешники» не стали бы разделять негодования «пророка». Единственным объяснением столь негативного отношения к половой сфере может служить патологический интерес к ней Береславского, на что указывает большинство исследователей. Сам лжепророк неоднократно намекает на свои проблемы: «Страхи, смешанные с отвратительными страстями (амбиция, гордыня, тщеславие, зависть), сделали меня мыслящим, вольнодумцем, писателем-эпикурейцем, содомитом, садомазохистом». Психологически это весьма правдоподобная картина, т. к. и по святоотеческому учению грех гордости влечет за собой постыдные страсти: «Таков закон правды Божией, – свидетельствует преподобный Иоанн Кассиан Римлянин, – что кто нераскаянно надымается гордостным превозношением сердца, тот предается на посрамление гнуснейшей плотской срамоте, чтоб, будучи уничижен таким образом сознав это, возревновал очистить себя от той и другой страсти». Господь по своему милосердию попускает это для смирения гордеца (Ср.: Рим.1,21-2,4), желает привести его к подлинному покаянию, поставив перед фактом собственной немощи. Но ради успокоения своей совести человек готов избрать и более удобную тактику. Вместо покаяния и борьбы со своей страстью, он может или оправдывать ее, или, не расставаясь с ней, лицемерно ее обличать, создавая видимость борьбы. Вероятно, Береславский избрал именно этот путь.

 

3. 3. 2. Покаяние.

Человек, находящийся в порабощении у страстей не может знать, как от них избавиться. Святитель Игнатий (Брянчанинов) пишет следующее: «Не может увидеть греха своего наслаждаущийся грехом, дозволяющий себе вкушение его». Поэтому аскетические рекомендации лжепророка нельзя принимать за чистую монету, ведь «если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму» (Мф.15,14). Естественно, все, что этот «старец» советует своим последователям, в корне противоречит православной традиции. С чего же начинается покаяние «по системе Береславского»? С медитативного созерцания собственной греховности: «О чем просит Господь? – О видении грехов, о памятовании явных прегрешений, об удержании их перед оком внутренним». «Тоскую по затвору, – жалуется Береславский, – По тишине молитвы и сосредоточению мысли – на грехах». Однако, непрестанно думать только о своих грехах не так то просто: «Чтобы держать ум сосредоточенным на Голгофской точке (ведении грехов), находясь в гуще мира, – нужно укрепление Божие». Зато, без этого невозможно очутиться в Царствии Божием: «Не обещал ли вам Царство Божье Господь, но не прежде, чем погрузите ум свой во ад и предадитесь непрерывному видению греха, отчего приступят бесы и будут жечь и резать вас, подобно тому, что делают они со своими жертвами в пекле». Вспомним, о чем шла речь в связи с «марианской» эсхатологией. Согласно вероучению БЦ, любой человек, не зависимо от уровня его нравственности (или безнравственности) должен в своей жизни (или после смерти) пережить опыт ада, полноту греха, иначе он не сможет покаяться по настоящему и достичь Царства Божия: «Нам Царица дала пережить всю полноту греха, чтобы в свой час отвергли, отреклись и отрясли, и возжаждали новыми легкими, дышащими благодатью Града Небесного, полноты благодати». Но еще раз повторим, что речь идет не о православном понимании покаяния, а о принципиально ином явлении. Покаяние понимается «богородичниками» как постоянная фокусировка внимания на собственной греховности, никчемности, ничтожности, как культивирование в себе ощущения «жгучей вины перед Вышним». Последовательный «рыцарь Марии» должен внушать себе одну единственную мысль: «Я должен сломать себя Мысль, что я конченый урод , должна стать столь же естественной, как то, что я человек». «Я, Господи, ничто перед Тобой, и таких, как я, у Тебя миллионы миллионов». «Я – жалкий трус, подлец, “какашка” воплощенная». Только такое душевное устроение, по мнению идеологов БЦ, является условием подлинного богопознания. Это положение может быть высказано в виде риторического вопроса: «Не заключена ли в уничижении самая потрясающая правда»? Или в форме прямого утверждения: «Бог будет открываться по мере осознания и переживания вины перед Ним». Вполне очевидно, что подобный аутотренинг может привести только к обостренному ощущению вины, неполноценности и, в конечном счете, к нарушению психического равновесия. Именно эту цель и преследует Береславский: «Даю вам образ покаяния: это – шок », «шок пробуждения». «Вот о каком покаянии говорю Я вам. Воистину Страх Божий парализует всякое движение и заключит на месте мысль о недостоинстве настолько сотрясет, что навсегда заключит подвижника в скит и келью». «Возлюбленных Своих Я называю потрясенными». Для сравнения приведем здесь православное определение покаяния. Вот, что о покаянии говорит преподобный Иоанн Лествичник: «Покаяние есть дщерь надежды и отвержение отчаяния. Кающийся есть непосрамленный осужденник. Покаяние есть примирение с Господом через совершение благих дел, противных прежним грехам. Покаяние есть очищение совести».

Очевидно, что «пророк» просто-напросто загоняет своих несчастных последователей в угол, оставляя их наедине не только с внутренним грехом, но и с внешним: «Нам невдомек, сколько астральных хищников кружат вокруг невинных жертв. Хищная черная пантера крадется за жертвой на мягких лапах». «Змеи и упыри, паразиты и присоски астрального мира вправе вселяться в нас, образовывать свои поселения, промышлять, охотиться, добывать себе пищу». «Миллионы вурдалаков атакуют наши души, ища вселиться в них любым путем, сосуд души твоей кишмя кишит упырями, паразитами и пиявками. Тысячи астральных подселенцев копаются в твоих легких. Огромная черная тень метнулась над тобою и протянулась хищная рука зеленый глаз вперился в твое лицо». Демонические силы получают доступ к душе человека через «пробоину в тонком теле». «Если не залеплена главная дыра в тонком теле, через нее проходят сонмы лукавых и беспрепятственно сеют смуту, сооружают свои города и страны, плодятся, шабашничают и надмеваются». Как правило, человек оказывается «продырявленным» в результате «лобовой психической атаки, энергетического шока» со стороны своей «нечестивой матери», но возможны и другие варианты, например, написать книгу или просто сфотографироваться: «Африканцы запрещали европейским пришельцам снимать их на пленку, боясь, что колонизаторы получат таким образом власть над их тонким телом. Написал книгу, дал себя снять на пленку, памятник себе поставил – сделал себя открытым для инвольтаций темных сил. Вот почему благодатно бесследно исчезнуть из мира». Хотя весь этот оккультно-магический бред напоминает дешевый роман ужасов, можно себе представить каково приходится человеку, который в него искренне поверил. У такого человека может развиться мания преследования.

Этот эффективный прием Береславский позаимствовал из опыта столь ненавистной ему «еврокультуры». Населяя весь окружающий мир, и в первую очередь «тонкие тела» (души) людей, несметными полчищами «упырей», «вампиров», «астральных ведьм», «мутантов» и «подселенцев», лжепророк одновременно указывает на спасительную соломинку. В сложившейся плачевной ситуации, учит он, человечеству остается лишь одно: молиться Деве Марии о помиловании (т. к. сейчас именно ее «метаипостась» находится в фаворе) и «каяться до изнеможения». «Россия погрязла в радиации от миллионов атомных миниреакторов в чреслах. Как погасить начало похоти? Присягнуть Пречистой». «Мните себя потерянными, как бы оставленными Мною , и ищите Меня с исступлением брошенного ребенка, призывающего мать свою в отчаянии < -д.И.>». «Пойди к Той, Которая возьмет тебя за руку и поведет. Не бойся, Она не причинит тебе зла, Она единственная никогда не причинит тебе боли. А если и прижгет рану, то ощутишь блаженство несказанное». Однако богиня не закрывает дыру в тонком теле, она наоборот «прободает» человека (его сердце) своим копьем: «Пречистая Дева не видит другой возможности призвать мир к покаянию, как только прободить сердца миллионам».

Теперь вернемся к «марианской» аскетике. Как и в православной традиции в большинстве религиозных аскетических практик присутствует два основных элемента: молитва и пост. Эти же элементы можно выделить и в «марианской» аскетике: «Пост и молитва – момент ожидания и жажды». Мы начнем с описания молитвенной практики секты.

 

3. 3. 3. Образ молитвы.

Как всегда в литературе БЦ мы можем встретить апелляцию к духовным традициям Православия. Это и важное значение, предаваемое чтению Псалтири (наиболее ревностно чтением Псалтири занимаются в «богородичных» обителях), и любовь к земным поклонам (правда в каких-то немыслимых количествах – 500, 1000, 5000), и рекомендации заниматься Иисусовой молитвой (особенное поощрение вызывает ночная молитва: «Всеми силами чай молиться ночью», «Ночная молитва сегодня исключительно важна») и многое другое. Порой, совсем неожиданно можно встретить критику в адрес католической традиции: «Обе католические крайности, рационализм (Фома Аквинат) и экстатичность (“стигматики”) чужды православной душе». «Психологическая эмоциональность в храме совершенно воспрещена», – продолжает в другом месте развивать свою мысль Береславский. У настоящего «рыцаря Марии» должен быть «ровный и строгий душевный строй, не зависящий не от внешних условий, ни от внутреннего состояния». Но, как это было уже не раз, мы оказались перед ширмой из цитат совсем не типичных для «марианского» образа мысли. Молитвенная техника БЦ предполагает экзальтацию, кликушество, эмоциональную разгоряченность. Вот, что больше похоже на правду: «Будем постоянно пребывать в состоянии восхищения», – восклицает Береславский, – «переживать горячую Кровь, любящего Агнца, растворяющуюся в твоей… Неслыханная высота». «Нисходящий Дух Святой производит чудо в самой плоти вашей, озаряется сердце, возгревается кровь огнем». «Заповедую вам переходить на язык состояний: не мысли, переживания и эмоции, но состояния – восторженное умиление, озарение превечным Светом святотроичным, молитвенный покой». «Цель Бога – сочетание, мир, восторг, восхищение, блаженство, радость и совершенная любовь». Для достижения во время молитвы этого разгоряченного «восхищения» (как бы от «горячительного молодого вина») или наоборот – заторможенного «покоя» сектанты прибегают к известным еще со времен шаманизма психотехникам, способствующим вхождению в транс. Об этом уже упоминалось в главе «3. 1. 2. Евхаристия».