В. Мордасов /Кто кем побежден, тот тому и раб/ Библиотека Golden-Ship.ru

Брат мой стал так поступать, и в непродолжительном времени страсть к питию в нем исчезла, и теперь вот уже пятнадцать лет капли хмельного не берет в рот. Поступай-ка и ты так, — увидишь пользу! У меня есть Евангелие, пожа­луй, я принесу тебе.» Выслушав это, я сказал ему: «Где же помочь твоему Евангелию, когда никакие страдания мои, ни лекарс­твенные пособия не могли удержать меня?» (

Я сказал так потому, что никогда не читывал Евангелия). «Не говори этого, — возразил монах, — уверяю тебя, что будет польза.» На другой день действительно монах принес мне вот это Евангелие. Я раскрыл его, посмотрел, почи­тал, да и говорю: «Не возьму я его; тут ничего не пой­мешь; да и печать церковную читать я не привык». Монах продолжал убеждать меня, что в самых словах Евангелия есть благодатная сила; ибо написано в нем то, что Сам Бог говорил.

«Нужды нет, что не понима­ешь, токмо читай прилежно. Один святой сказал: если ты слова Божия не понимаешь, так бесы понимают, что ты читаешь, и трепещут; а ведь страсть пьянственная непременно по возбуждению бесов. да вот тебе еще скажу: святитель Иоанн Златоустый пишет, что даже та самая храмина, в которой хранится Евангелие, устрашает духов тьмы и бывает неудобь приступна для их козней».

Я взял Евангелие, положил на сунду­чок с прочими моими вещами, да и забыл про него. Спустя несколько времени пришло время мне за­пить: смерть захотелось вина, и я поскорее отпер сундучок, чтобы достать деньги и бежать в корчму. Лишь только я открыл крышку, первое попалось мне на глаза Евангелие, и я вспомнил все то, что говорил мне монах. развернул и начал читать сначала пер­вую главу от Матфея.

Прочитав ее до конца, именно ничего не понял, да и подумал: «Монах сказал, что тут писано то, что Бог говорил; а тут одни только ка­кие-то имена. дай прочту другую главу. — Прочел и стало понятнее. — дай же и третью.» Как только ее начал, вдруг звонок в казарме: к местам на койки. Следовательно, уже идти за ворота было нельзя; так я и остался...

Вставши поутру и расположившись идти за вином, подумал: «Прочту главу из Евангелия: что будет?» Прочел и не пошел. Опять захотелось вина, и еще стал читать, и сделалось легче. Это меня ободри­ло; и при каждом побуждении к вину я стал читать по главе из Евангелия. Что дальше, то все было легче, на­конец, как только окончил всех четырех евангелистов, то и страсть к питью совершенно прошла, и сделалось к ней омерзение.

И вот, ровно двадцать лет я совер­шенно не употребляю никакого хмельного напитка. Все удивлялись такой во мне перемене; по прошест­вии трех лет опять возвели меня в офицерский чин и наконец сделали командиром. Я женился, жена попа­лась добрая, нажили состояние, и теперь, слава Богу, живем да по силе-помочи бедным помогаем, стран­ных принимаем.

Вот уже и сын у меня офицером, и хороший парень. Слушай же, с тех пор, как я исце­лился от запоя, дал себе клятву: каждый день, во всю мою жизнь читать Евангелие, по целому евангелисту в сутки, невзирая ни на какие препятствия. Так теперь и поступаю: если очень утомлюсь, то вечерком лягу в постель и заставлю прочесть надо мною целого еван­гелиста жену мою или сына моего.

В благодарность и во славу Божию я это Евангелие оправил в чистое се­ребро и ношу всегда на груди моей». Со сладостию я выслушал сии речи капитана и ска­зал ему: «Такой же пример видел и я. В нашем селе, на фабрике, один мастеровой был очень искусный в сво­ем деле, добрый и дорогой мастер, но, по несчастию, тоже запивал, да и часто. Один богобоязненный че­ловек посоветовал ему, чтобы он, когда захочется ему вина, проговаривал бы: «Господи, Иисусе Христе, по­милуй мя, грешного», — тридцать три раза, по числу лет земной жизни Иисуса Христа.

Мастеровой послу­шался, стал это исполнять и вскоре совершенно кинул пить. Да еще что же? Чрез три года ушел в монастырь». «А что выше, — спросил капитан, — Иисусова молитва или Евангелие?» «Все одно и тоже, — отвечал я, — что Евангелие, то и Иисусова молитва, ибо Божественное имя Иисуса Христа заключает в себе все евангельские истины. Св. отцы говорят, что Иисусова молитва есть сокращение всего Евангелия...

»   О вреде табакокурения «В россии в старину преследовали за курение таба­ка. Например, при Иоанне Грозном строго наказыва­ли нюхающих и курящих табак. При первых царях из дома романовых было приказано воеводам смотреть, «чтобы посадские люди в карты не играли, поганого табачного зелья не жевали, в ноздри не пихали и не курили». Говоря о вреде курения табака, следует упомянуть о нюхании табачного порошка.

Нюхальщики утвер­ждают, что табак будто бы освежает мозг и мысли, оберегает зрение, но все это — выдумки и самообман. Помимо нечистоты в носу от нюхания, он нередко вы­зывает воспаление носа (внутри), глотки и глаз» (из брошюры «О вреде курения табака»). ГНЕВ Всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова, медлен на гнев, ибо гнев человека не творит правды Божией (Иак. 1: 19-20).

Солнце да не зайдет во гневе вашем (Еф. 4: 26). Сын мой! веди дела твои с кротостью, и будешь лю­бим богоугодным человеком (Сир. 3: 17). Гнев из меня самого исходит В древности жил человек очень раздражительный и гневливый, но после каждого раза своей несчастной вспышки сокрушавшийся о своем тяжелом характере. Он подумал: «Гневливость моя происходит от негод­ных людей; уйду я жить в лес, не буду там никого ви­деть, не услышу ничего дурного и тогда не на что будет сердиться». Так он и сделал.

Отыскал в лесу местечко с родником, бившим из скалы, и приступил к устройст­ву хижины. От работы он вспотел и, чтобы охладить­ся, подставил свой кувшин под струю родника. И вот от быстрого стремления воды кувшин перевернулся, и вода пролилась. Когда эта неудача повторилась еще два раза, то пустынник разгневался и со всего размаху ударил свой кувшин о камень.