В. Мордасов /Кто кем побежден, тот тому и раб/ Библиотека Golden-Ship.ru

Черпающий воду есть тот, кто, хотя и много делает добра, но не оставляет грехов своих и потому не имеет части с избранными Божиими. А два человека, несущие бревно, суть те, которые доб­родетельны, но горды. Трудитесь и молитесь «Великое дело — труд, но он еще более освящается, если соединяется с молитвою. Как добродетель дости­гается при помощи Божией и усилии самого человека, так и хлеб, и все необходимое приобретается нашим трудом и благословением Божиим.

Чрез молитву Сам Бог входит в сердце наше. Молитва делает душу на­шу обителью небесной благодати. Как пчела летит на благовонные цветы, так дух Святый нисходит на бла­гоухание молитвы. Молитва дает мужество к труду и доставляет ему благословение Божие. Какое бы звание Господь ни возложил на вас, ка­кие бы обстоятельства ни окружали вас, молитесь для спасения души и трудитесь на пользу общую.

Молитва и труд друг друга подкрепляют взаимно: мо­литва дает силы к несению труда, на который каждый человек родится, а труд доставляет уму и сердцу бла­гоговейное спокойствие и глубокое внимание для ча­сов молитвенных. Трудитесь и молитесь: работа даст вам земные, молитва — небесные дары.» (священник М. Менстров). Непреложное Божие определение: в поте лица тво­его будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят (Быт. 3: 19).

Цель нашей земной жизни Пою Богу моему дондеже есмь (Пс. 103: 33). для чего жить, какая цель жизни — многие из нас задают себе этот вопрос и не находят себе ответа. Они скучают жизнию, называют ее бесцельною. Но это оттого, что такие люди живут только для себя и не приносят никакой пользы другим. «Кому, чем я буду приносить пользу?» — скажут они. Как чем?

Каждый своим: богатыйбогатством, здоровый — здоровьем, просвещенный — умом, знаниями своими, добрый — сердцем, сострадательный — добротою своею; все мо­жем и все должны жить для блага и счастия других. И тогда жизнь не будет скучной и бесцельной. Как согревает и светит солнце, так и мы должны согревать всех своей любовью, отирать слезы несча­стным, облегчать тяготу жизни их, всем должны по­казывать путь к тому, как Богу угождать, как Царство Небесное приобретать.

Одного только обратишь на добрый путь, и за то благодарение Господу, и тогда почувствуешь в сердце радость; одного утешишь в его горе, одному поможешь в его нужде, в его добром на­чинании, — и то хорошо, и то должно утешать и радо­вать нас. И чем бескорыстнее будет наше делание, тем лучше, тем выше оно будет в очах Божиих, тем боль­шую исходатайствует нам от Господа награду.

Не ищи только никто ни большого жалованья, ни больших доходов, а заботься больше и прежде всего о точном и строгом исполнении дела своего, обязанностей сво­их, — вот и польза от твоей жизни. И, поверьте, всем тогда будет около нас и приятно, и радостно. И сами Бога возблагодарим, и другие за нас будут Бога про­славлять. А умрем — все пожалеют нас, поплачут и помолятся за душу нашу.

Ничего не значит, что мы были малозаметные люди: не великие, но полезные. Не даждь нам, Господи, духа праздности Один крестьянин рассказывал своему священни­ку: «Совершил я, батюшка, великое преступление, о котором не знали земные власти, но наказал и вразу­мил меня Царь Небесный. Это было уже давно. Жил я с женою бедно: не было у нас ни хлеба, ни скотин­ки — беднее нас не было во всей деревне.

Тяжко при­ходилось нам в нужде, а работать мы были ленивы. Когда взяли билет (документ, удостоверение личнос­ти. — Прим. Ред.), мы не отправились на заработки, а пошли по городам и селам и стали просить на погоре­лое, рассказывали не знавшим нас, что будто бы у нас случился пожар, сгорел дом, сгорел хлеб и скотина. На самом же деле у нас этого не было.

Добрые люди, веря нашему мнимому горю, помогали нам, и таким образом мы исправили свою избушку, завели скотину и зажили богато. Прошло шесть лет. Мы и не думали каяться, забыли, что нажили нечестным трудом; но Господь Бог не забыл нас. Он в одну ночь истребил все: загорелась изба и сгорела вся, а с нею сгорел и хлеб, и скотина». Вот что значит прогневлять Бога и наживаться об­маном.

Не даждь же нам, Господи, духа праздности! Дай нам силу и любовь к труду! Каждому времени — свое дело В жизни человеческой есть весна — это юность, есть лето — это мужество, есть и осень — это старость. И тебе, добрый христианин, может быть, придется до­жить до старости — до своей мрачной осени. Повянет твоя молодость, поблекнет красота твоя; силы и здо­ровье оставят тебя: заноют кости, задрожат члены.

Голова твоя убелится сединами; лицо твое пожелте­ет и покроется морщинами, руки твои ослабеют, но­ги твои подогнутся и весь стан твой, теперь бодрый и прямой, наклонится к земле, от которой взят ты и куда пойдешь; не в службу тогда, а в тягость будешь ближнему. Спеши же, друг мой, пока есть силы и здо­ровье, спеши потрудиться на спасение души своей.

Придет твоя осень — болезненная старость, упустишь лето свежее, не воротишь ясных дней, и опоздаешь ты со своими добрыми делами. И рад бы ты был посе­тить тогда обитель святую, да болезни остановят тебя; и рад бы ты сходить тогда в церковь Божию — посто­ять на молитве, да ноги не послужат тебе; и хотел бы ты пособить брату твоему, да не станет у тебя сил ра­зогнуть рук своих...

Спеши творить добрые дела, пока силы есть! Не откладывай до старости! Чего в юности не собрал, то найдешь ли в старости? Не отложил же ты до осени летних работ, не провел ты лета в празд­ности, а то насиделся бы голодным. Не откладывай же до старости и того добра, которое ты можешь и дол­жен делать, а то голод и жажда застигнут душу твою. Не откладывай служить Господу, не откладывай по­могать ближнему. Трудись, пока силы есть.