Димитрий Ростовский. Летопись, повествующая о деяниях от начала миробытия до Рождества Христова

Как до потопа, доколе были в живых Адам и Сиф, дотоле и "сыны Божий" (племя Сифово) по имени своему и жизнь свою проводили, угождая Богу, как сыновья отцу, а когда скончались Адам и Сиф, сыны Божий сделались уже не Божиими, а сыновьями сопротивного, вдавшись в премногие беззакония, точно так и после потопа доколе в живых был Ной и управлял добродетельно человеческим родом, как отец и владыка всех, дотоле и люди жили в страхе Божием, а когда умер Ной, они отбросили страх Божий и пошли вслед за своими похотями, пока не подвигли Бога на гнев и не были рассеяны во все концы земные с разделением их языков.

Тогда "бе вся земля уста едины, и глас един всем; и рече человек к другу своему: приидите да сотворим плинфы и испечем я огнем; и да созиждем себе град и столп, емуже верх будет до небес, и сотворим себе имя славно, прежде даже не разыдемся по лицу всея земли (Быт. 11; 1, 3, 4). Взялись они за свое дело и были для них плинфы (кирпичи) вместо камней, а брение (горная смола) вместо мела.

Однако неугодно было Богу сие их дело, так как они начали с гордостью и не во славу Божию, а на прославление своего имени, ибо они небрежно относились к имени Божию, но внимали своему величанию. Предводителем в сем небогоугодном деле был вышеупомянутый сын Хусов и внук Хама Неврод, ефиоп и гигант. Он именно побудил всех к столпотворению, возвещая людям противное Богу называя Его жестоким и немилостивым к человеческому роду, так как Он во дни отцов их навел на лице всей земли потоп и погубил все жившее на ней, от человека и до скота, зверя и птицы.

Неврод говорил людям:  "Что мы будем делать, если Бог вторично восхощет, как и прежде, навести потоп, чтобы погубить нас, как погубил Он первых людей? Послушайте поэтому моего совета, о люди! Придите, созиждем великую и высокую башню, достигающую до небес; и когда восхощет Бог опять потопом покрыть землю, в то время мы взойдем на башню и избегнем потопа.

Созиждем же и город при башне, чтобы нам не быть далеко от нее; ибо когда начнут надвигаться потоп-ные воды, мы легко достигнем башни, будучи близ нее, и таким образом не сможет нас Бог погубить водами. Будем же мы славны ради башни и города, и память наша будет вовеки". Когда так говорил прегордый ефиоп Неврод, люди, как безумные, более скорые ко злу, чем к добру, послушались сего безумного и богопротивного совета и повиновались Невроду, как своему начальнику, и начали здание.

Так сделались противными Богу племена Симовы и Иафетовы и погубили свободу свою, поработивши себя рабскому племени Хамову — Невроду; ибо все они послушались его, как господина и владыку своего, и делали все дела, которые он им повелевал. Евер, один из праотцов Христовых, сын Салы, внук Каинана, правнук Арфаксада и праправнук Симов, он один был праведным мужем и истинным богопочитателем и вместе со своим племенем не соизволял на сие богопротивное дело и отлучился от них.

Те же в бесполезном своем созидании башни трудились сорок лет и подняли высоту ее выше облаков, но не могли окончить своего дела и завершить свое намерение. Ибо сошел Господь и смешал языки их на семьдесят один язык, а семьдесят вторым языком остался язык Еверов, который получил свое начало от Адама. Так как Евер не был общником созидателей башни, то посему и язык праотцев в нем и его племени сохранился целым, и с того времени племя его было прозвано евреями, а язык получил название еврейского языка.

Число разделенных языков соответствовало числу племен князей, которые начальствовали каждый над своим племенем, когда созидалась башня, ибо их было семьдесят один человек, а над ними был Неврод, как повелитель, царь и владыка. Когда совершилось смешение языков, то никто не стал понимать, что говорит другой: одни из созидателей приказывали принести камни, а те приносили воду, другие велели принести кирпичи, а приносили им брение или иное какое-либо вещество.

И стали они ужасными и как бы сошедшими с ума, ибо страх напал на них от невидимого Господнего пришествия, и они в трепете устремились с высоты башни вниз. Поднялся вместе с тем по Божьему повелению сильный ветер, и началась буря, которая разрушила большую часть башни и убила многих из тех, которые обнаружили наибольшее усердие в созидании сей башни.

Так люди прекратили свое дело и познали Божие негодование, и искали один другого, который мог бы понимать то, что говорится другим. После сего прозвалось сие место и город "Вавилоном", что значит "смятение" или "смешение", ибо там Господь привел в смятение грешных людей и смешал их языки; также и страна та стала называться Вавилонией.

После сего смятения и смешения люди разошлись по вселенной, каждый в свою часть, определенную праотцем Ноем. Симовы племена, произошедшие от сыновей и внуков Сима, рассеялись по Азии в странах восточных. Иафетовы племена заняли Европу, западные и северные страны. Хамово же колено частью удалилось в южные страны Африки, а частью осталось в Азии, Симовом наследии, при Невроде, который, однако, хотя и премногого исполнился стыда, поскольку его совет не был осуществлен, а начатое дело разорилось, однако как богопротивник не удалился оттуда, но со своими ближайшими родственниками пребывал там, живя в городе Вавилоне, изгнав из той Вавилонской страны Симово племя.

Господь не только смешал человеческие языки, но и красоту образа человеческого во многих переменил, едва подобие человеческое в них оставив. Ибо произошли от сих созидателей башни, смятенных гневом Божиим, различные злообразные роды, как выродки человеческого естества, полузвери и полулюди, о которых мы здесь кое-что и скажем. Во-первых, появились на различных местах в горах и в пустынях имеющие человеческое подобие существа, называемые лесными людьми, или сатирами, живущие со зверями, нагие, косматые, с козлиными ногами и с рогами на головах.

Они столь быстры, что ни одно животное не может догнать сатира, разве только тогда, когда он болен будет или состарится. Затем — ипподоны, или иппокентавры, которые имеют человеческую голову и грудь, а прочее же все тело, подобно коню, имеет ноги и хвост конский. О сих человекоподобных существах написано в житии преподобного Павла Фивейского.

Однажды Антоний Великий пошел вглубь пустыни, чтобы отыскать угодника Божия Павла. Был в полдень великий зной, и старец изнемогал телом, но был бодр духом и не возвращался с предпринятого пути. Если он не знал, куда нужно идти, то подкреплял себя, говоря: "Верую Богу моему, что Он покажет мне раба Своего, которого обещал показать".