Димитрий Ростовский. Летопись, повествующая о деяниях от начала миробытия до Рождества Христова

Чрез непродолжительное время он увидел человека, подобного коню, которого стихотворцы называют иппокентавром. Увидев сего, старец вооружился спасительным знамением креста и с дерзновением спросил: "Послушай ты, в каком месте раб Божий обитает?" Зверь же преклонился от слов святого и, не имея возможности сказать голосом, показал рукою сторону, в какую нужно было идти к рабу Божию, и удалился быстрым бегом от преподобного Антония.

Удивлялся старец видению сего зверя и пошел, куда было указано. Придя на некое каменистое место, старец увидел иного зверя, который также был до полу подобен человеку, но прочая же часть его тела была зверская — ноги козлиные и рога на голове. Изумлялся старец, видя его, но, будучи вооружен непоколебимою верою, без страха спрашивал, говоря: "Кто ты?

" Зверь же, принося финиковый плод, как залог мира, говорил: "Я один из смертных, живущих в пустыне, которых помраченные заблуждением люди называют сатирами и почитают как одного из своих богов; я послан от лица своего стада умолить тебя, чтобы ты помолился о нас общему Владыке, который, когда Он пришел в мир, был познан нами, и "во всю землю изыде вещание Его" (Пс. 18, 5).

Когда зверь сие говорил, утружденный пустынник от радости омочил лицо свое слезами, возвеселясь о Христовой славе и гибели сатанинской, а вместе с тем и изумляясь тому, каким образом он смог понять речь сатира. Ударяя жезлом о землю, преподобный говорил: "Горе тебе, град Александрия, ибо ты вместо Бога почитаешь чудовища! Горе тебе, град блудный, в котором собрались бесы со всего мира!

Какой ответ ты дашь, когда и звери Христову силу исповедуют, а ты лесных страшилищ почитаешь за богов?" Когда святой говорил это, зверь убежал в пустыню. Относительно сего зверя пусть никто не думает, что это неверно, так как при царе Констанции такой человекоподобный зверь, называемый сатиром, был приведен живым в Александрию в великое всему народу удивление.

Когда же он издох, то тело его, чтобы оно не сгнило, осолили солью и отослали в Антиохию к царю, дабы чрез него было известно и другим. Андрогины, или гермафродиты,— каждый из них имеет оба естества, хупжское и женское; сосцы у них —правый мужской, а левый —женский. Аримаспы — они имеют один только глаз посреди чела и непрерывно ведут войну с грифами из-за бисера и золота: то, что грифы выкапывают в горах, сии аримаспы у них насильно отнимают.

Астромы — они живут в дальних пределах Индии, не имеют совершенно уст, не едят и не пьют ничего, а только вдыханием чрез свои ноздри овощных благовоний живут, и обоняние овощного запаха служит им питанием. Танефы — у них столь велики уши, что они ими прикрывают все тело. Невры — они иногда на время превращаются в волка и съедают того человека, которого поймают.

Пигмеи — это очень маленькие люди, всего в один локоть ростом; живут в горах Индии; они не долголетни: жены их на пятом году рождают, а на восьмом же году стареются. Сии пигмеи на овцах и козлах ездят и стреляют из маленьких луков. У них постоянная война с журавлями из-за пищи, ибо журавли поедают то, что пигмеи посеют. Ввиду этого пигмеи весною, собравшись великим полком, отправляются с оружием своим на берег моря Океана, близ которого находится их земля, отыскивают там журавлиные гнезда и поедают их яйца и птенцов, чтобы журавли умножившись не преодолели их.

Циклопы, или велетны,— их жилище греческий' стихотворец Вергилий указывает в Сицилии, под горою Этною; о них (как и об аримаспах) говорят, что они имеют только один глаз на челе. Мантикоры — живут в Индии и имеют только голову и лицо человека, все же остальное их тело львиное. В тех же странах Индии существуют и многие другие человекоподобные чудовища, не имеющие ни головы и ни шеи, так как глаза их расположены на раменах, а уста в персях.

Еще и иное там в пустынях человекоподобное чудовище обретается — оно называется кипокефалом; у него голова собачья, и он издает страшное скрежетание зубов. Икочкодан, или пифик,— он имеет отчасти человеческое подобие. В поднебесной находятся много и других подобных чудовищ которые имеют человеческое подобие; по словам западного учителя Августина, они, как и мы, произошли от праотца Ноя, но со времени столпотворения погубили красоту человеческого образа и ум, приведение в смятение гневом Божиим.

С того времени они сделались не совершенными людьми, но полузверями и страшилищами. И в этом нет ничего удивительного, так как и в последующее время совершалось нечто подобное, ибо Навуходоносор превратился в вола, а Тиридат в вепря, когда на них нашла казнь Божия. Также и среди рождающихся младенцев иногда бывают некие чудовища, которые, если бы были воспитаны и возросли, рождали бы подобных себе детей.

Итак, из всего сказанного можно разуметь, что когда люди во время столпотворения были приведены в смятение и многие из них погубили вследствие гнева Божия свой ум, они лишились благословения к рождению обычного человеческого потомства, вследствие чего и произошли от их чадородия такие безобразные выродки, и расплодились, как и до потопа от развратившихся сынов Божиих родились зло-образные исполины, бывшие несомненным свидетельством гнева Божия и казни.

  Отсюда начинается двойная история: церковная внешняя, или гражданская   Церковная история   В то время, когда произошло смешение языков, Евер, имея от своего рождения 134 года, родил сына и нарек имя ему Фалек, что значит "разделение", ибо в его дни была разделена земля. Потом у него родились и иные сыновья и дочери (Быт. 11, 16-17).

  Гражданская история: начало Вавилонского царства и Ассирийской монархии   Прегордый ефиоп и гигант Неврод впервые начал в Вавилоне возвышать свою власть над людьми, покоряя и порабощая себе всех окрестных жителей, а не желающих ему повиноваться принуждая мучительством. Он творил насилия и убийства, и трепетала страна та от страха его.