Димитрий Ростовский. Летопись, повествующая о деяниях от начала миробытия до Рождества Христова

65 События в четвертом столетии третьего тысячелетия. 72 События в пятом столетии третьего тысячелетия. 73 События в шестом столетии третьего тысячелетия. 74 События в седьмом столетии третьего тысячелетия. 74 События в восьмом столетии третьего тысячелетия. 77 Церковная история.

79 Гражданская история: начало Вавилонского царства и Ассирийской монархии. 80     Предисловие   Да будет известно тому, кому придется всмотреться в этот мой убогий летописный труд, что все изложенное здесь не с тою целью писалось, чтобы выпустить в свет отдельным изданием и для ведения книжным людям предложить то, что всем хорошо известно частью из Святой Библии, а частью из различных хронографов; ибо достаточно имеется на иностранных языках печатных, а на нашем славянском рукописных хронографов с пространными историческими повествованиями.

И не следовало мне к наполненным житницам присоединять малые некие зерна, в наводненные реки горсть воды вливать или к пространным хронографам присовокуплять краткое летосчисление. Не было также для меня нужды повествовать знающим и вразумлять благоразумных. Я взялся с Божией помощью писать сию книгу ради своего собственного знания и келейного чтения и не составлял нарочито Для других ее на основании собственных своих знаний, но только собирал для себя в научение все лучшее из многих книг.

Если же сия книга попадет в руки и других читателей и если она кому-либо будет Угодна, то в этом да прославится имя Господне. Пусть не будет удивительным для читающего то обстоятельство, что написанное здесь не в том порядке изложено, каков обычно удерживается в хронографах и исторических описаниях, повествующих о прошедших деяниях некоторых царств и народов; здесь же между деяний присоединено в некоторых местах по случаю много и других собеседований или толковательного, или рассмотрительного, или нравоучительного духовного содержания.

Это потому, что книга, как я сказал, писалась только для себя, и если где-либо в толкованиях общественного Писания представлялось моему худоумию что-либо чрезвычайное или душе моей полезное, то я и написал здесь. Как некоторые золото, серебро, жемчуг и что-либо из драгоценных вещей в один ковчежец вкладывают, так и я, собирая из различных мест, изложил вкратце в сей единой книге все, что мог собрать и насколько позволяло мне заниматься этим время, ввиду возложенных на меня и иных дел, и управления Церковью.

Для того, чтобы ясна была разность между историей и прочими повествованиями, самая история написана более крупными письменами (шрифтом), а что присоединено к историям, то написано меньшими письменами (те отделы, которые содержат в себе библейскую историю и которые в рукописи св. Димитрий выделяет более крупным шрифтом начинаются полужирным шрифтом и кончаются, где начинаются новые отделы без полужирного шрифта – от изд.).

Бог же даст читающим и внимающим усердие к чтению и внятию для снискания душевной пользы. Вопрос. Почему необходимо каждому читать и знать Божественное Писание и изложенную в нем историю, как и другие учительные и исторические книги? Ответ. Ввиду трех причин: во-первых, для познания Бога; во-вторых, для управления самим собою и, в-третьих, для наставления.

Откуда же является у человека сие познание истинного Бога, как не из Священного Писания? Поэтому-то Христос, желая быть познанным Своими учениками и чрез их проповедь явиться известным всему миру, прежде всего отверз им ум разуметь Писание: простецов и некнижных людей Он избрал на апостольство, а послал их на проповедь книжными и умудренными (Лк. 9, 1-2). Во-первых, для познания Бога.

Господь наш Иисус Христос в Святом Евангелии говорит: "Испытайте Писания, яко вы мните в них имети живот вечный, и та суть свидетельствующая о Мне" (Ин.5,39). Чрез знание Божественных книг достигается жизнь вечная. И в чем может быть жизнь вечная, как не в познании истинного вечного Бога? Об этом говорит и Сам Христос: "Се же есть живот вечный, да знают Тебе единаго истиннаго Бога и Егоже послал еси Иисуса Христа" (Ин.17, 3).

Во-вторых, для управления самим собою. Св. Павел в послании к Тимофею пишет следующее: "Измлада Священная Писания умееши, могущая тя умудрити во спасение" (2Тим.3,15). Отсюда ясно, что именно человеком управляет, наставляет и руководит ко спасению — это знание Божественного Писания. Ввиду сего святой Иоанн Златоуст и увещает нас, говоря: "Если вы возьмете в руки святые книги, то вы с великим усердием будете принимать заключающуюся в них пользу.

Ибо от них получаются многие приобретения: прежде всего, язык чрез чтение приучается к доброречию, а также и душа принимает духовные крылья и возносится горе, просвещаясь сиянием Солнца правды. Затем, как чувственный хлеб умножает телесные силы, так и чтение подает душе силу, ибо оно есть пища духовная, которая делает душу крепкой, постоянной и любомудрой, не допуская ей быть захваченной греховными страстями; напротив, делая ее окрыленною, она возносит душу к небу".

Другой учитель, святой Иоанн Дамаскин, касаясь той же пользы духовной, проистекающей от чтения книжного, говорит следующее: "Как дерево, насажденное при исходищах водных (Пс.1,3), так и душа, напояемая Божественным Писанием, тучится, приносит зрелый плод, то есть веру православную, и украшается постоянно зелеными листьями, то есть богоугодными деяниями; в ясном видении и в невозмутимом помыслами богомыслии она утверждается чрез Святое Писание, ибо в нем мы находим призвание ко всякой добродетели и отвращение от всякой злобы" (Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. Кн.4, гл.XVII).

Тот же учитель, увещевая нас быть прилежными к чтению книжному, говорит еще следующее: "Будем стучаться в добрейший рай Писаний, рай благовонный, сладчайший, краснейший, услаждающий наш слух песнями всевозможных умных богоносных птиц, касающийся нашего сердца, в скорби утешающий, в ярости успокаивающий и напояющий непреходящею радостию".

Какая же потеря происходит от нечтения и незнания книг, сие изъясняет святой Анастасий Никейский, говоря: "Как невозможно земле, не напояемой дождем, произрасти колосья, хотя бы она и тысячу раз засевалась, точно так же не может и ум, не напоенный Божественным Писанием, принести какой-либо плод духовный, хотя бы ему кто-либо сообщил и тысячу словес.