Димитрий Ростовский. Летопись, повествующая о деяниях от начала миробытия до Рождества Христова

Услышав же Господа Бога, ходящего в раю в полдень, скрылись от Него под деревом, ибо уже не осмеливались явиться пред лицем своего Создателя, повелений Которого они не сохранили, и укрывались от Его лица, будучи охвачены как стыдом, так и трепетом великим. Бог, вызвав их Своим гласом и представив пред лицем Своим, после испытания во грехе изрек на них праведный суд Свой, дабы они были изгнанными из рая и питались от труда рук своих и пота лица своего: Еве, чтобы она в болезнях рождала детей; Адаму, чтобы он возделывал землю, рождающую терние и волчец; обоим же, чтобы они после долгих злостраданий в жизни сей умерли и обратились телом своим в землю, а душою сошли в адовы темницы.

В том только Бог утешил их премного, что открыл им тогда же о предстоящем по истечении определенного времени искуплении человеческого их рода чрез воплощение Христово. Ибо Господь, говоря змию о жене, что Семя ее сотрет главу его, предсказал Адаму и Еве, что от их семени имеет родиться Пречистая Дева, потребительница их наказания, а от Девы родится Христос, который Своею кровию искупит их и весь род человеческий от рабства вражия и из адовых уз изведет, и опять сподобит рая и небесных селений, диавольскую же главу поперет и сотрет вконец.

Иудейские раввины, а вслед за ними и ныне некоторые полагают, что грех Адамов в раю, выраженный образно в сказании о заповедном дереве, являлся смешением плотским с женою. Но общее и согласное мнение всех святых отцов утверждает, что Адам и Ева в раю пребывали до изгнания своего в чистом девстве. Ибо прежде преступления заповеди Божией они не познали наготы своей, и не было похоти, как говорилось уже выше.

Точно так же и после своего преступления, если они и познали свою наготу и ощутили в себе похоть, однако они стыдились друг друга, а кроме того, и от напавшего на них страха и ужаса не знали, что делать. Не было тогда у них и времени для плотского смешения, так как грозно приближался Бог и спрашивал: "Адаме! Где еси?" (Быт. 3, 9).

И изгнал Бог Адама с Евою из рая и поселил его прямо против рая, чтобы он возделывал землю, из которой был взят. Приставил Он херувима с оружием охранять рай, дабы не вошел в него какой-либо человек, зверь или диавол. У многих есть любопытное изыскание: сколько Адам в раю прожил лет, и в который час и день произошло его падение и изгнание из рая?

Различные изыскатели делают разнообразные об этом предположения. В Триоди постной в неделю Сыропустную в синаксаре пишется следующее: "В шестой день Адам был создан рукою Божиею и, получив заповедь, прожил даже до шестого часа в раю, а потом, преступив заповедь, был изгнан оттуда". Святой Феофилакт в толковании на Евангелие от Матфея, гл.

27, говорит следующее: 'Так как человек создан был в шестой день (то есть в пяток, пятницу), а вкусил от древа в шестой час,— ибо это час ядения,— то Господь, воссозидая человека и врачуя падение, пригвождается к дереву в шестой день и в шестой час". Георгий Кедрин, историограф цареградский, пишет следующее: "Некоторые повествуют, что Адам в третий час (дня шестого, то есть пятницы)

был создан, в шестой час согрешил, а в девятый час был изгнан. Повествующие об этом подтверждают свое мнение тем, что в шестой час Господь наш ко кресту был пригвожден, а в девятый час умер за нас. Думаю, что к такому мнению они были приведены и тем обстоятельством, что в полдень пришел Господь к павшим Адаму и Еве. Но мнение это не вероятно, и промежуток в три часа весьма краток.

Каким образом Адам смог в те три часа назвать имена всем зверям и скотам, и птицам, и всякому животному? Когда он смог за три часа рассмотреть всю красоту райскую, насладиться пищею от всех деревьев до насыщения и уснуть? Кроме того, за это время была создана и жена, когда спал Адам, и случилась диавольская зависть к человеку, змиево коварное пришествие к Еве, беседа и прельщение.

Все это требовало более продолжительного времени, нежели три часа. То истина несомненная, что в шестой день, то есть в пятницу, и в шестой час произошло в раю согрешение наших прародителей, а в девятый час изгнание, но не в ту же пятницу, в которую оба они были созданы, но потом в другую какую-либо пятницу произошло сие". Тот же Георгий Кедрин говорит еще следующее: "Некоторые из древнейших (писателей)

утверждали, что согрешение Адамово случилось в седьмое лето, то есть, как бы семь лет пожив в раю, он преступил заповедь Божию в тот же день и месяц, в которые семь лет тому назад был создан". В вышеуказанном синаксаре сыропустном упоминается Филон Евреянин, который приписал Адаму столетнее пребывание в раю. Некоторые из западных богословов делают предположение, что Адам согрешил и лишился рая во второй день после своего создания: в пятницу был создан, в субботу же пал и изгнан.

Другие предполагают, что Адам в восьмой день после своего создания преступил заповедь Божию и был изгнан; эти говорят, что он целую седмицу наслаждался райскими благами: в пятницу был создан, а в следующую пятницу прельщенный пал. Иные говорят, что Адамово согрешение в раю случилось в сороковой день после его создания. Поэтому и Христос Господь сорок дней постился за Адамово невоздержание в раю, якобы в сороковой день произошедшее.

Наконец, иные утверждают, что все это случилось чрез тридцать три года, как впоследствии и Сын Божий Христос, родившись от Пречистой Девы, столько же лет прожил на земле, возводя род человеческий от Адамова падения. Мы же, видя многое несогласие столь многих богословов, не будем исследовать более тайны, о которой Дух Святой в Божественном Писании умолчал.

Не только нет известий о том промежутке времени, в который Адам пребывал в раю, но и в прочих периодах после Адамова изгнания из рая и до потопа, до исхода израилева из Египта, до Давида и до Рождества Христова есть немало такого, что вызывает сомнения, ибо в летописцах находится большое несогласие, как сейчас увидим!   О несогласном летосчислении   Всякий занимающийся чтением исторических книг и благорассудно рассматривающий года древних деяний знает и ясно видит великое несогласие в летах.