Димитрий Ростовский. Летопись, повествующая о деяниях от начала миробытия до Рождества Христова

Начав с Библий, которые называются Божественным Писанием и из которых и все хронографы и повествователи древних историй исходили в своих рассуждениях, как реки из источника; однако в летосчислениях они пришли к разногласиям и стали несходными. Ибо иначе в Библиях и иначе в хронографах сосчитываются года, и в самих хронографах нет согласия: во многом они разногласят, и один так, а другой иначе исчисляют года.

Когда я писал сию книгу, то имел в виду, кроме Библий, греческий печатный хронограф Георгия, по прозванию Кедрина, который жил в Царьграде во время царствования благочестивого греческого царя Исаака Комнина. Книга эта на греческом и латинском языках напечатана в Париже (в 1647 г.). К этому хронографу я приложил историческую книгу Дорофея, митрополита Монемвасийского, которая с греческого языка на славянский была переведена греками Арсением и Дионисием в царствующем граде Москве во дни благочестивого царя Алексея Михайловича.

Когда я ко всему этому присоединил еще и многие русские хронографы, то увидел, что греческие хронографы не согласуются в летах с Библиями, а русские хронографы не сходятся ни с Библиями, ни с греческими хронографами и ни сами с собою. Кроме того, и церковная книга Триодь постная, творение святого Феодора Студита, не согласуется в годах с Библиями: в четверток второй седмицы, на вечерни, в чтении из Бытия, пишется следующее: "Поживе Адам (после изгнания из рая) лет 230 и роди Сифа".

В Библиях же иначе: "Поживе Адам лет 130 и роди Сифа" (Быт. 5, 3). Отсюда произошло разногласие между Библиями и хронографами и относительно всех предыдущих лет, ибо в Библиях летосчисление стало уменьшаться, а в хронографах увеличиваться. Так получилось, что до потопа от начала мира по русским Библиям 2162 года, а по хронографам 2242 года.

Посмотрим на несходства и в самых хронографах. Греческий хронограф Георгий Кедрин до рождения Авраамова от начала мира насчитывает 3312 лет; русские же летописцы считают 3324 года, а по русским Библиям до рождения Авраамова проходит 3234 года. Так же и относительно прочих выдающихся прошедших деяний иные лета находятся в Библиях и иные исчисляются в хронографах.

По причине сего несогласия и разности нет и совершенного известия, в который на самом деле год от начала бытия мира родился наш Спаситель Христос. У иных летосчисление переходит, а у других не доходит, как это станет ясным при изложении самого времени рождения Христова. Здесь я прохожу мимо несогласий других народов, из которых каждый, исчисляя лета по своим Библиям и по своим хронографам, пишет по-своему, как кто разумеет: иначе евреи, иначе римляне, иначе и другие.

И сколько находится среди прочих народов хронографов, столько и разногласий в летосчислениях, и их мне нет нужды рассматривать. Но мне предстоит рассмотреть летосчисление славянских хронографов и Библий. Приступая с Божиею помощью к повествованию о древних событиях, бывших после изгнания Адама из рая, я решил в начале поместить хронологию или летосчисление, начинающееся от Адама и до Рождества Христова.

Это сделано частью вместо оглавления сей книги, частью же для того, чтобы читателю было известно то несогласие в годах, какое существует при исчислении лет в Библиях и хронографах.   Хронология от начала миробытия и до Рождества Христова по славянским Библиям и по русским рукописным хронографам, а также греческим и римским, — в которой изъясняется несогласие летописцев и показывается, что нет совершенного известия о том, в который год было Рождество Христово   Думаю, что всякий, который внимательно рассмотрит сию Хронологию, удивится великому между Библиями и хронографами в летосчислении несогласию, которое (как есть основание полагать)

произошло благодаря погрешностям древнейших переводов Библий на различные языки и многих писателей рукописей, друг у друга переписывавших, когда еще не существовало типографского искусства. Да будет вспомянуто здесь изречение Господа нашего Иисуса Христа ко святым апостолам: "Несть ваше разумети времена и лета, яже положи Отец во Своей власти" (Деян. 1, 7).

Эти слова Господни да будут и нам увещанием, чтобы мы не любопытствовали в изыскании времен и в книгах искали более пользу, нежели числа летам. Ибо и о кончине мира хотящим узнать сказано от Господа: "О дни том и часе никтоже весть, ни ангели небеснии, токмо Отец Мой един" (Мф. 24, 36). Он как бы сказал следующее: всякий пусть боится Страшного Суда Божия, а в какое лето он будет, пусть не пытается узнать.

Подобное же можно сказать и относительно прежних времен: всякий пусть читает историю Божественную, написанную в Библиях, и богоугодному житию праведных мужей подражает, чтобы сподобиться их части, а за злыми не следует, чтобы избежать их погибели; что же касается лет, положенных Отцем Небесным в Своей власти, то особенно их не исследуй, чтобы не явиться скорее любопытцем, нежели чтецом книг.

Хорошо говорит Апостол: "О летех и временех, братие, не требе есть вам писати" (1Сол. 5,1). Адам, по изгнании из рая, родил Сифа (Быт.5,3) в год своей жизни: Библ.-130, Хрон.-230, Рим.-130. Сиф родил Еноса (Быт.5,6) в год своей жизни: Б.-205,Х.-205,Р.-105. Лета от миробытия: Б.- 335, Х.-435,Р.-235. Енос родил Каинана (Быт.5, 9) в год: Б.-190 (525), Х.-190 (625), Р.-90 (325) Каинан родил Малелеила (Быт.5, 12) в год: Б-170 (695), Х.-170 (795), Р.-70 (395). Малелеил родил Иареда (Быт.5,15) в год: Б.-165 (860), Х.-165 (960), Р.-65 (460). Иаред родил Еноха (Быт. 5, 18) в год: Б.-162 (1022), Х.-162 (1122), Р.- 162 (622). Енох родил Мафусала (Быт.5, 21) в год: Б.- 165 (1187), Х.-165 (1287), Р.- 65 (687). Мафусал родил Ламеха (Быт.5, 25) в год: Б.-187 (1374), Х.-167 (1454), Р. – 187 (874). Ламех родил Ноя (Быт. 5, 28-29) в год: Б. -188 (1562), Х.-188 (1642), Р.-182 (1056)

Ной родил трех сыновей: Сима, Хама и Ифета (Быт.5,32) по истечении лет жизни своей: Б.-500 (2062), Х.- 500 (2142), Р.-500 (1556). После рождения трех сыновей Ной прожил до потопа (Быт.7,6) лет: Б.-100, Х.-100, Р.-100. От первого года Адамова до потопа лет: Б.- 2162, Х.- 2242, Р.-1656.   Потоп был на 601 году жизни Ноя, а от начала миробытия наступил в 27 день апреля (Быт.7,11) в год: Б.-2163, Х.-2243, Р.-1657.

Ной пробыл в ковчеге целый год, с 27 апреля и до другого апреля месяца и 27 дня (Быт. 8, 4). От начала же миробытия, с марта месяца, он пробыл до года: Б.-2164, Х.-2244, Р.-1658. Вышел Ной из ковчега в апреле, 27 дня, в который год тому назад и вошел. Ной после потопа прожил 350 лет и умер. Всего прожил 950 лет (Быт.9, 28-29). Сим родил Арфаксада (Быт.11, 10) после потопа в год: Б.-2 (2165), Х.-2 (2245), Р.-2 (1659).