Димитрий Ростовский. Летопись, повествующая о деяниях от начала миробытия до Рождества Христова

эти двадцать лет заключаются в сорокалетнем управлении Девворы. Кроме этого, и о Сампсоне в конце 15-й главы пишется: "Суди Израилеви во дни филистимлян 20 лет" (Суд. 15, 20). Следовательно, Сампсоново двадцатилетнее управление было во время господства филистимлян, с которыми он боролся. Еще яснее доказываемое нами можно видеть из той же главы, где израильтяне говорят Сампсону: "Не веси ли, яко владеют нами филистины, векую сия сотворил еси?" (Суд. 15,11).

Итак, в течение 20 лет управления Сампсонова они были под властью филистимлян, ибо Сампсон не мог их совершенно избавить от филистимлян, но только укрощать власть филистимскую, чтобы они не особенно жестоко угнетали народ. Филистимляне же и после кончины Сампсоновой обладали израильтянами немалое время, пока после Сампсона не смирил их Емегар.

Таким образом, по разумению толковников, число лет, когда израильтяне находились в рабстве, окажется меньшим, ибо эти года частью заключаются в летах управления судей. Года судей израилевых суть следующие: Гофониил судил 40 лет; Аод 80; Варак и Деввора 40 лет; Гедеон 40; Авимелех 3; Фола 23; Иаир 22; Иеффай 6; Есевон 7; Елон 10; Авдон 8; Сампсон 20 и жрец Илий 40 лет.

Соединив все эти года вместе, получим 339 лет. Сюда нужно присоединить 7 лет воеводства Иисуса Навина после Моисея и 10 лет правительства старейшин израилевых после Иисуса (столько именно лет приписали Иисусу Навину и старейшинам достоверные писатели), и получится всех лет до пророка Самуила 356. И не было бы большой беды, если в Деяниях Апостольских вместо 450 читать 350, хотя и получаются в этом случае 6 лет лишних, не упоминаемых у Апостола.

Ибо Апостол не утверждает, что полных 50 лет прошло сверх 400 или 300 лет, но предпосылает этому слово "яко": "И по сих яко лет 450", то есть или более, или менее; это именно означает слово "яко". Итак, когда ты вместо 450 возьмешь 350 с шестью годами, то присоедини к этим 356 годам 40 лет Самуилова и Саулова владения (

включая в лета Самуиловы и те 20 лет, в течение которых израильтяне после жреца Илия находились в рабстве у филистимлян), затем присовокупи 40 лет царствования Давидова и три года царствования Соломона с четвертым годом, в который он начал созидать храм Господень, и ты найдешь правильным написанное в 6-й главе Третьей книги Царств, что в четыреста сороковой год после выхода сынов израилевых из Египта (

лучше же разумей от входа в обетованную землю сынов израилевых, вышедших из Египта) и в четвертый год своего царствования приступил Соломон к созиданию храма Господня. Если же присоединишь и те 40 лет, в которые израильтяне после перехода чрез Чермное море странствовали с Моисеем по пустыне, то ты получишь 480 лет, как читается в римских Библиях.

Так считаются эти года по разумению толкователей Божественного Писания. По мнению и исчислению хронографов получается гораздо более лет до Самуила. Ибо при соединении лет рабства, когда израильтяне покорялись своим врагам в разное время между периодами управления судей, получится 111 лет; когда же они (хронографы) эти лета присоединяют к 339 годам от начала управления Гофониилова (ибо его многие считают первым судьею), то получается число всех лет 450.

Итак, из рассмотренного можно понять, что оба показания, то есть написанное в Деяниях Апостольских (13 гл.) и в Третьей книге Царств (6 гл.), не содержат в себе погрешности. Ибо когда святой апостол Павел говорит, что судьи в Израиле до пророка Самуила управляли 450 лет, то ты разумей, что им сосчитываются все года, как это делают вообще летописцы, считающие особо лета рабства, не включая их в лета судей.

Когда же ты прочтешь в Книге Царств о 440 (или по римским Библиям 480) летах до начала церкви Соломоновой, то знай, что сие исчисление есть такое же, какое предлагают толкователи, включающие все лета рабства в года управления судей. Соломон пробыл на царском престоле (3 Цар. И, 42; 2 Пар. 9, 30) лет: Б.,Х.,Р.- 40. Ровоам, сын Соломонов (3 Цар. 14, 21; 2 Пар. 12> 13) царствовал лет: Б.,Х.,Р. -17. Авия, сын Ровоама (3Цар. 15, 1-2; 2 Пар. 13,1-2) лет: Б.,Х.,Р. – 3. Аса, сын Авиев (3 Цар. 15, 9-10; 2 Пар. 16, 3), царствовал лет: Б.,Х.,Р.- 41.

Георгий Кедрин пишет, что Аса царствовал 40 лет. Иосафат, сын Асы (3 Цар. 22, 42; 2 Пар. 20, 31), лет: Б.,Х.,Р.- 25. Монемвасийский хронограф указывает 42 года. Порам, сын Иосафатов (4Цар. 8, 16-17; 2Пар.21;5,20), царствовал лет: Б.,Х.,Р. -8. Да будет известно, что Иорам еще при жизни отца был царем. Когда его отец отправлялся на войну помогать царю израильскому Ахаву, он нарек своего сына Иорама царем в Иерусалиме.

Таков был обычай в те древние времена: если какой-либо царь предполагал идти на войну, он прежде всего называл царя, которого желал бы иметь после себя; это делалось для того, чтобы на престоле был уже готовый царь, если отправившемуся на войну случится погибнуть. В силу такого обычая Иорам во дни своего отца был поставлен на царском престоле и царствовал с отцом своим 4 года, а после смерти отца также 4 года.

И таким образом время его царствования составилось из 8 лет. (Все источники указывают одинаковое количество лет) Охозия, сын Иорамов (4 Цар. 8, 26; 2 Пар. 22, 2), царствовал всего 1 год. Гофолия, мать Охозии (4Цар. 11, 3; 2 Пар. 22, 12), лет – 6. Кедрин говорит, что она царствовала 8 лет. Иоас, сын Охозии (4Цар. 12, 1; 2 Пар. 24, 1), царствовал лет – 40. О мучительстве его см. 2 Пар.24, 24-25. Амасия, сын Иоаса (4Цар.14, 1-2; 2 Пар. 25, 1) лет – 29. Озия, или Азария, сын Амасии (4Цар. 15, 1-2; 2 Пар. 26,3), лет – 52.

В его дни, говорит Евсевий в хронике, было начало олимпиад. Иоафам, сын Озии (4Цар.15,32-33;2Пар.27;1,8), царствовал лет – 16. Георгий Кедрин говорит, что в дни его царствования было начало олимпиад. Ахаз, сын Иоафама (4Цар.16, 2; 2Пар.28,1), лет -16. В его дни царствования создан Рим. Езекия, сын Ахаза (4Цар. 18, 1-2; 2 Пар. 29, 1), лет – 29.