Димитрий Ростовский. Летопись, повествующая о деяниях от начала миробытия до Рождества Христова

Ресса, по прозвищу Моссолб, сын Зоровавелев, лет: Русс.- 53, Рим.– 66. По Беллярмину и Алстедию — 46 лет Иоанн, сын Рессы, был вождем иудейским лет: Русс.- 36, Рим.- 53. По Беллярмину и Алстедию — 40 лет. Иуда, по прозванию Гиркан, первый с таким прозвищем, был лет: Русс.-14, Рим.-14. Алстедий указывает на 31 год. Во дни его Александр Великий победил Дария. Иосиф первый лет: Русс.- 7, Рим.- 7.

Александр Великий стал единоправителем. Семей Абнер был вождем иудеев лет: Русс.-11, Рим.-11. Матафий первый, по прозванию Елий, лет: Русс.- 12, Рим.-12. Мааф Асар лет: Русс.- 9, Рим. – 9. Наггей Артаксад был вождем иудеев лет: Русс.-10, Рим.-10. В его дни были посланы 70 мужей премудрых от архиерея Елеазара к Птолемею Филадельфу, царю египетскому, для перевода Святого Писания с еврейского языка на греческий.

Еслим, он же и Агай Елий, лет: Русс.-16, Рим.- 8. Наум Маслоф: Русс.- 20, Рим.- 7. Амос Сирах: Русс.- 14, Рим. – 14. Матафий Силоа: Русс.- 18, Рим. – 10. Иосиф юнейший, по прозванию Арсис: Русс.- 50, Рим. -60. Иисус Сирахов, во дни которого был и Иоаннам Гиркан, лет: Русс.- 16, Рим.-16. По Беллярмину и Алстедию — 17 лет Он был последним князем иудейским в Иерусалиме из колена Давидова и был убит во время войны с царем сирийским Антиохом, по прозванию Епифаном.

После кончины последнего князя Иоанная у иудеев долгое время не было вождя. Наступило великое гонение и мучительство от Антиоха, и стали архиереи мздою и насилием восхищать один у другого власть. И были в Иерусалиме великие смущения и мятежи, пока не восстановил Бог храбрых мужей из рода левитского, называемых Маккавеями, которые оружием избавили иудеев от ига мучительского.

  Маккавеи:   По хронологии римской: Матафий Маккавей был вождем и архиереем иудейским - 1 год. Алстедий говорит: 3 года, после чего он умер. Иуда Маккавей, сын Матафия, вождь и архиерей - 6 лет Ионафан Маккавей, брат Иуды, вождь и архиерей – 19 лет По Алстедию и Стратеману — 18 лет. Симон, брат Ионафанов и Иудин, вождь и архиерей - 7 лет По другим — 8 лет.

Иоанн Гиркан, сын Симона, вождь и архиерей – 31 год По Адрихомию и Беллярмину — 26 лет. В это время среди иудеев возникли три секты: фарисейская, саддукейская и ессейская.   Вторично цари в Иерусалиме:   По хронологии римской: Аристовул, сын Иоанна Гиркана, был первым после плена вавилонского царем, а вместе с тем и архиереем в продолжение 1 года.

Анний, он же и Александр, младший брат Аристовулов, царствовал 27 лет. Оставил после себя двух сыновей: Гиркана и Аристовула. Александра, которая еще называется "саломб", жена Анния Александра, после смерти мужа царствовала 9 лет. Гиркан после смерти матери царствовал три месяца и затем был изгнан братом Аристовулом.

Аристовул, изгнав старшего брата Гиркана, царствовал 3 года. Алстедий полагает — 5 лет. Затем пришел римский воевода Помпей с воинскою силою, взял царя иудейского Аристовула с двумя его сынами Антигоном и Александром и отослал в Рим; завоевал он и Иерусалим и всю Иудею покорил римскому царю, сделав ее жителей данниками. Власть иерусалимскую он вручил старшему Аристовулову брату Гиркану.

Вторично Гиркан вступил в управление находившимся под римскою властью и изнемогавшим царством иудейским и был архиереем, но уже не как царь самовластный, но как подчиненный данник, служа кесарю 22 года. По Алстедию — 23 года. Александр, младший сын Аристовула, убежав от римлян, собрал воинскую силу, изгнал из Иерусалима своего дядю Гиркана и царствовал 3 года.

Вторично был схвачен римлянами и предан смерти в Антиохии. Антигон, старший сын Аристовула и брат Александра, был последним из рода Маккавеев; царствовал в Иерусалиме 4 года. По Алстедию и Функцию — 1 год Когда он был убит Иродом, окончательно прекратилась власть еврейская и приблизилось, согласно с пророчеством святого патриарха Иакова (Быт.49,10), время Христова пришествия во плоти.

Ирод был по роду не еврей, но иноплеменник, сын Антипатра Идумеянина, и прозывался Аскалонитом, ибо был рожден в Аскалоне, который в древности был городом филистимским; он получил иудейское царство и владычествовал 34 года. Во дни его царствования последовало рождение Христа. Рождество совпало с годом царствования Иродова: тридцатым, как говорит Карион; тридцать седьмым, по словам Адрихома, а по мнению Алстедия — с тридцать восьмым.

Мы показали, сколь велико несогласие в летосчислении по Библиям и по хронографам: каким же образом при всем этом возможно отыскать истинное число лет от Адама и до Рождества Христова? И каким образом доподлинно узнать, в какой год что выдающегося случилось в поднебесной? При всем этом в настоящей летописи я рассудил держаться, не нарушая древних традиций, установленного издревле летосчисления, идущего не по Библиям, но по хронографам.

Так как я предположил собрать вкратце события, бывшие от начала мира, но оказалось невозможным писать по годам, что именно в каждый из них делалось, и это по причине несогласия и несходства хронографов с Библиями в летосчислениях,— то ввиду этого я решил расположить времена по столетиям и изобразить их на таблицах с ключом Пасхалии, составленным по буквам славянской азбуки, чтобы вместе с ним число лет миробытия, исчисляемое по древнему обычаю восточной церкви, было наиболее вероятно.

По каждому столетию я и начал писать истории древних деяний, чтобы, если и не указывается, в который именно год случилось данное событие, однако, знали, что оно именно в том столетии произошло, в котором описано. Таблицы же эти летосчислительные при пасхальном ключе имеют еще в качестве неложных свидетелей летосчисления следующее: круги солнечный и лунный, по устроению Создателя с начала миробытия и даже до настоящих времен и лет неизменно совершающиеся; а при них и "седмочисленник", который показывает Вруцелето (