Димитрий Ростовский. Летопись, повествующая о деяниях от начала миробытия до Рождества Христова

Ибо уязвился он сердцем и снедался совестью о таком сугубом убийстве. Малелеил, сын Каинанов, внук Еносов и правнук Сифов, прожив 165 лет, родил Иареда. После же его рождения пребывал в чадородии 704 года и родил сыновей и дочерей.   События в первом столетии второго тысячелетия   Племя Сифово, названное Божиими сынами, добродетельно и богоугодно пожило во все дни жизни Адама, служа Господу в правде и преподобии почти тысячу лет, ходя по преданиям и заповедям своих праведных праотцев Адама и Сифа, в страхе Божием проводя жизнь свою и не смешиваясь с богоненавистным племенем Каиновым, беззаконно живущим.

После же кончины Адамовой оно стало мало-помалу ослабевать и развращаться, а после смерти Сифовой произошло окончательное развращение. Причина развращения сынов Божиих была не иная какая-либо, как только содружество с небогоугодным Каиновым племенем, как это будет потом выяснено. Ибо общение и сожительство со злыми кого не развратит?

Хорошо говорится в псалмах: "С преподобным преподобен будеши, со строптивым развратишися" (Пс. 17, 26). А Иисус Сирахов душевредное дружество со злыми уподобляет смоле, говоря: "Касаяйся смоле очернится ею, и обращаяйся гордому точен ему будет" (Сир. 13, 1). Так должно думать и вообще относительно всякого беззакония а более всего относительно нечистоты плотского греха, ибо всякий, кто сводит дружбу с беззаконником, научается от него беззаконию его и оскверняет жизнь свою, как очерняется всякий прикасающийся к смоле.

И действительно, смоле подобна злая жизнь злых людей, а также и дружеское с ними общение: как смола черна и липка, легко пристающая ко всякой вещи, а когда зажжется огнем, то испускает от себя смрадный дым, и пламень ее с трудом может быть погашен, точно так же и скверные дела беззаконников черны, неблагообразны пред Богом и людьми, но потемнены подобно мурину.

Говорит к таковым Бог в пророчестве Амосовом: "Не якоже ли сынове муринстии будете вы Мне, сынове Израилевы?" (Ам. 9, 7). Когда, говорит, вы развратитесь, не такими ли пред очами Моими вы будете, как темнообразные мурины-эфиопы? Ибо всякий творящий злое есть черный мурин, так как ненавидит свет и не приходит к свету, дабы не обличались дела его, так как они лукавы (Ин. 3, 20).

Обращающемуся с таковыми темными и смолою скверных дел очерненными муринами невозможно самому не очерниться, ибо прилипчиво злое, легко пристающее к человеку, который по природе своей склонен более ко злу, чем к добру, по написанному: "Прилежит помышление человеку прилежно на злая от юности его" (Быт. 8, 21). Когда человек приобщается к злым, он начинает развращаться и как смола возжигается греховным огнем, и тотчас как злосмрадным дымом начинает воскуряться соблазнами, злословием, бесчестием; всюду подобно дыму разойдется слух злого его дела, и все начнут им гнушаться, считая его достойным посмеяния и поношения за злые его деяния.

Когда же развратившийся свыкнется со скверными делами, то ему уже трудно исправиться, как и пламень горящей смолы не скоро может быть погашен. Поэтому-то и увещевает Бог: "Изыдите от среды их и отлучитеся, и нечистоте их не прикасайтеся, и Аз прииму вы и буду вам во Отца" (2 Кор. 6,17-18). А святой апостол Петр молит, говоря: "Спаситеся от рода сего строптиваго" (Цеян. 2, 40)

,— спасайтесь, говорит, как бы от погибели какой-либо. Воистину, достойно удивления, если кто, живя между строптивыми и развратными, не погибнет. Удивляемся мы праведным мужам Ною, Аврааму, Лоту, Иову и Товии, спасшимся посреди беззаконных народов, и прославляем их как бывшие в мире чудеса. Хорошо и один из греческих философов, будучи спрошен: что является чудом в жизни? — отвечал: добрый муж среди злых.

Если, говорит, ты найдешь одного какого-либо доброго мужа между множеством злых, удивляйся сему как некоему чуду, так как не часто таковой обретается; не часто ибо говорит Псаломник: "Вси уклонишася, вкупе непотребни быша; несть творяй благостыню, несть до единаго" (Пс. 52, 4). Какова же причина такого в людях развращения?

Та, что друг друга соблазняют и вредят примером своего злого жития. Один, видя злое житие другого, приходит в соблазн и начинает то же зло творить, и таким образом умножаются злые люди, а добродетельные умаляются. Поэтому Господь говорит в Евангелии: "Горе миру от соблазн!" (Мф-18, 7). Горе! Ибо наполнился мир соблазнами, как и грехами.

Соблазн зрения, поелику зрят делающиеся в мире столь великие беззакония! Соблазн слуха, так как в мире слышатся слова прельстительные, хульные, лживые, скверные и скаредные. И кто может избежать сих соблазнов? Поэтому горе от них миру! Многие, желая сохранить себя от них, бежали в пустыни, в горы, пещеры, чтобы не видеть и не слышать сих мирских соблазнов, так как пребывающему между сими соблазнами трудно спастись.

Ибо если и на невидящих мира и жительствующих в пустынях восстают многие страсти, и некоторые ставят препятствие для спасения, то тем более среди рода строптивого и развращенного пребывающих они одолевают, побеждают и губят. Один старец, живший в скиту, находившемся в Египетской пустыне, однажды пошел в Александрию, чтобы продать свое рукоделие; увидев там юного инока, вошедшего в корчемницу, он сильно опечалился и подождал его на улице.

Когда тот вышел, он взял его одного и наедине сказал ему: разве ты, брат, не знаешь, сколь многочисленны диавольские сети, и не разумеешь того, что мы и чрез зрение, и чрез слух, и чрез примеры повреждаемся в городе? Ты же, будучи юным, ходишь в корчемницу и там видишь и слышишь то, чего ты не желал бы ни слышать и ни видеть. Умоляю тебя, чадо мое, бежи в пустыню, где ты можешь с Божиею помощью спастись.

— Отвечал ему юный инок: отойди, почтенный старец, Бог ничего не ищет, но только одного — чистого сердца. —Тогда старец, воздев руки к небу, сказал: слава Тебе, Боже, вот я прожил в скиту пустынном 55 лет, а чистого сердца не стяжал! — Сказав сие, старец дивился и не верил, чтобы кто-либо, живя так среди мирских соблазнов, возмог стяжать чистое сердце.