Димитрий Ростовский. Летопись, повествующая о деяниях от начала миробытия до Рождества Христова

Кто-либо спросит: откуда у первых праотцев было такое многолетнее здравие и жизнь? Отвечаю: в объяснении сего указываются размышлявшими по этому вопросу различные причины. Первая причина та, что изначала человек был создан Самим Богом с добрым устроением составов, членов и жил тела, с доброю здоровою и кровью, предназначенный (если бы не согрешил)

быть бессмертным и жить вечно, как ангелы. Когда же он согрешил, то хотя и погубил бессмертие, однако в нем оставалась еще некая часть прежнего здравия, потом передавшаяся от него и его детям. Вторая причина та, что праотцы жили трезвенно, питаясь умеренною пищею: пьянственных напитков у них не было, а была только вода; не знали они и сладостного объедения, но питались только хлебом зеленью и овощами (исключаем исполинов).

Третья причина та, что они соблюдали себя в целомудрии и чистоте не скоро вступали в брак, хранили в чистоте свое супружество, не часто соединялись и не прикасались к заченшей в утробе жене; ибо они хорошо помнили, что не для блудодеяния и плотской страсти, но только для рождения детей установлено Богом супружество. Чисто и честно они пользовались супружеством, как потом и Товию младшего поучал ангел, говоря: "Приимеши деву со страхом Господним, более плода ради, неже блуда ради" (Гов. 6,18; 8, 7).

Те же, которые в супружестве несдержанно живут и блуду своему предаются "яко конь и меск, имже несть разума" (Пс. 31,9), те повреждают в себе телесное здоровье и сокращают дни своей жизни, а также (как пишется в Товииной книге) отгоняют от своего ума и от себя Бога. Воздержание же от плотского совокупления сохраняет человеку здравие и увеличивает дни его жизни.

Четвертая причина бывшего долголетия праотцев некоторыми указывается в земной силе: земля первоначально после своего создания от Бога была более способна и сильна производить здоровые плоды, и производимые ею плоды были более способны укреплять человеческое естество и соблюдать жизнь людей, чем нынешние. Когда же потопом была измочена вся земля, тогда уменьшилась ее сила, и производимые ею плоды уже не так стали сильны и действенны для соблюдения здоровья человеческого, как прежде.

Пятая причина заключается в проницательности ума Адама, который знал врачебную силу всех трав и был во врачевании искуснее всех последующих премудрых врачей; он поведал свои знания детям своим, внукам и правнукам, и таким образом те узнали, чем соблюдать свое здоровье для долголетия. Шестая же по счету, но по действию первейшая и истиннейшая причина — это Божие благословение и таинственное сего действие, чудесно столь долго сохранявшее в долголетии жизнь первых людей, частью для того, чтобы скорее умножился род человеческий, частью для более скорого изобретения различных искусств и ремесел, необходимых для человеческой жизни, частью и потому, чтобы в последующих родах, то есть внуках и правнуках Адамовых, утвердилось знание Бога, Создателя всей твари.

Ибо Адам передавал своим детям, а дети его своим детям и внуки внукам о том, как создал Бог человека из земной персти, а помощницу для него из его ребра, как ввел в рай и заповедал не вкушать от древа и как произошло преступление Божией заповеди и изгнание из рая. Со слезами рассказывая все это, они учили познанию Творца всех Бога и вере в Него, наставляли поклоняться Ему, просить у Него все и надеяться на Него.

Поэтому Бог чудесно соблюдал жизнь святых праотцев в продолжение столь многих лет.   События в пятом столетии второго тысячелетия     Мафусал, сын Енохов, родил первенца своего Ламеха. Летописцы неодинаково повествуют относительно того, на котором году своей жизни Мафусал родил Ламеха. В русских Библиях пишется: "Поживе Мафусал лет 187, роди Ламеха" (Быт. 5, 25).

В хронографах же русских, а также и в перечне лет, написанном в великой Четьи-Минее преосвященного Макария, митрополита Московского, в месяце августе, пишется следующее: "Поживе Мафусал от рождества своего лет 167, и роди Ламеха". Точно так же и в хронике Иоанна, прозываемого На-вклиром, написанной на латинском языке, указывается, что на 167 году своей жизни Мафусал родил Ламеха.

Хроника сия напечатана в Колонии, в 1544 году по Рождестве Христовом. По русским Библиям получается, что рождение Ламеха от Мафусала произошло в 1374 год от начала миробытия, а по хронографам в 1454 год. Праведный Енох, угодивший Богу, был восхищен в рай (по русским Библиям — в 1387 году от начала миробытия, а по греческому хронографу Георгию Кедрину — в 1488 год).

Сей святой праотец увещевал развращенных людей к покаянию и исправлению их жизни, о чем вспоминается в Книге Сираховой в следующих словах: "Енох угоди Господеви и предложи образ покаяния родом" (Сир. 44,15). Видя же, что грешники не исправляются, праведник начал грозить им Страшным Судом Божиим, предсказывая об этом пророчески, как о сем свидетельствует святой апостол Иуда в своем Послании и говорит: "Горе им, яко в путь Каинов ходиша!

Пророчествова о сих седмый от Адама Енох, глаголя: се приидет Господь во тмах святых ангел Своих сотворити суд о всех; и изобличи всех нечестивых о всех делех нечестия их, имиже нечествоваша, и о всех жестоких словесех их, яже глаголаша нань грешницы нечестивий" (Иуд. 1; 11,14-15). Свое пророчество праведный Енох не только устами проповедовал, но и предал писанию, дабы не только присутствующие и слушающие, но и далеко живущие устрашились суда Божия и, согласно с его увещанием, перестали творить злое.

Есть достойное вероятности повествование некоторых (Тертуллиан и Иероним), говорящих, что эта книга пророчества Енохова была взята Ноем в ковчег, дабы она сохранилась в целости от потопа. Таким образом Енохово пророчество о Страшном Суде Божием стало известно и последующим народам, умножившимся после потопа. Восхищение праведного Еноха в рай произошло не наедине, но в присутствии многих очевидцев.

И если бы наедине было его восхищение, то кто бы сие видел и знал и кто бы поверил при отсутствии свидетельствующего? Достоверно сие, что он, когда находился посреди собрания людей, поучал слушателей и говорил о Страшном Божием Суде, имевшем быть при скончании мира, тогда был взят Божиею силою на высоту на виду у всех видевших его поднимающимся и возносимым на воздух.