Гумеров Павел /Малая Церковь/ Библиотека Golden-Ship.ru

Последний представлял собой официальный документ, определяющий имущественные и правовые взаимоотношения супругов. Жених и невеста обменивались кольцами. Уже в Российской империи до революции вступить в брак можно было только обвенчавшись или совершив другой религиозный обряд согласно исповеданию супругов. Людей разных вероисповеданий не венчали. Венчание имело и юридическую силу.

Церковь вообще тогда вела записи актов гражданского состояния, которые сейчас фиксируются в загсе. Когда человек рождался, его крестили и записывали в метрическую книгу, когда венчался - выдавали свидетельство о венчании. Дети, рожденные вне брака, считались незаконнорожденными. Они не могли носить фамилию отца, наследовать сословные привилегии и имущество родителей.

Расписаться без венчания и венчаться без росписи было просто невозможно по закону. Это следует знать тем людям, которые всячески стремятся обвенчаться без регистрации. Всеми правдами и неправдами уговаривают священника из повенчать, а оформить свои отношения не спешат. Святейший Патриарх уже не раз говорил на ежегодном епархиальном собрании, что венчать пары можно только при наличии регистрации брака.

К сожалению, мы видим, что распадаются и венчанные браки и для многих венчание не является препятствием к разводу. В духовной жизни могут наступить периоды охлаждения веры, тогда венчание уже не будет связывать мужа и жену и ничто не будет им мешать разбежаться. Человеческие чувства – вещь весьма переменчивая. Брак, семья должны быть защищены.

Хорошо, если вы полностью доверяете друг другу, но может случиться что-то, не зависящее от вас. Положим, мужчина и женщина долго живут без регистрации, у них родились дети. И вот муж погибает в автокатастрофе. Появляются законные наследники. Например, дети от первого брака или ближайшие родственники. И начинаются очень большие проблемы. Женщина может остаться ни с чем.

А всё потому, что человек не захотел вовремя позаботиться о близких ему людях. Я уже сравнивал отношения мужа и жены с отношениями родителей и детей. Может быть, немного повторюсь, но хотелось бы развить эту аналогию. Допустим, мать родила ребёнка, но не хочет вписывать его в свой паспорт (не хочет «марать документ»), не хочет, чтобы её имя упоминалось в свидетельстве о рождении.

Но всё-таки желает, чтобы ребёнок жил с ней, чтобы она занималась его воспитанием. Подобная ситуация невозможна. Такую мать лишают родительских прав и предают малыша в дом малютки. Права ребёнка должны быть защищены. Ребёнок должен быть прописан к матери, она обязуется проявлять заботу о нём. И это фиксируется документально. Но супруги – люди ещё более близкие, чем родители и дети.

Мать и ребёнок – это первая степень родства, а супруги – нулевая. Даже по светским гражданским законам они являются более близкими людьми, чем дети и родители. Это отражено, например, в наследственном законодательстве. Супруги – наследники первой очереди, а дети – второй. Если люди уверены в своих чувствах, то, наоборот, стремятся побыстрее зафиксировать отношения каким-то видимым образом, закрепить их.

И то, что они этого не делают, говорит об одном: сознательно или подсознательно они не уверены в своих чувствах. 1 В этом случае я руководствуюсь 26-м каноническим правилом свт. Василия Великого, которое гласит: «Блуд не есть брак и даже не начало брака». Это сказано не про обычный блуд, а про сожительство вне брака. И людям, находящимся в таком состоянии, святитель дает епитимью как впавшим в блуд.

Сказание о Петре и Февронии   Житие их является образцом благочестивого христианского брака, который начинается на земле, а продолжается на небесах. Евфросиния (в иночестве Феврония) происходила из простой семьи «древолазца», т.е. собирателя лесного мёда. Обладая искусством врачевания от Бога, она вылечила князя Муромского Давида (в иночестве Петра) и после этого он женился на ней.

Муромская знать, бояре, не приняли княгиню из простого сословия и объявили: «Или пусть князь отпустит от себя супругу, оскорбляющую своим происхождением знатных жён, или же оставит Муром». И князь совершил подвиг любви. Отринув земное богатство и власть, он выбрал семейное счастье и любовь. И выбор этот говорит о том, что ничто в материальном мире не может быть выше семьи.

Может ли государственный вельможа, пусть даже «достиг он высшей власти» и всех земных благ быть счастливым, если жена и дети не любят его? Князь остался в бедности, но с любимой женой. Но Господь, видя его подвиг, вскоре вернул ему княжество, наказав врагов его. В Муроме началась междоусобица и многие искатели власти поубивали друг друга. Когда Давид и Евфросиния достигли старости, они облеклись в монашеский подвиг с именами Петр и Феврония.

Умерли они в один день и чувствуя кончину свою Петр духом обратился к Февронии: «Не могу больше, отхожу к Богу моему». А св. Феврония вышивала в это время церковный плат. Она отвечала Петру: «Подожди, мне нужно закончить рукоделие». Преподобный Петр вновь говорит: «Не могу более». И тогда святая воткнула иглу в вышивание и отошла ко Господу.

Они завещали похоронить себя в одном гробе, разделенном только перегородкой. Но люди по неразумению хотели разлучить их и положили в отдельных гробах, в разных церквах. Но чудесным образом, Господь несколько раз вновь соединял их в одном месте. И тогда тела их положили в один гроб. Таинства брака не могут отменить даже монашеские обеты.