Гумеров Павел /Малая Церковь/ Библиотека Golden-Ship.ru

Люди метутся как овцы не имеющие пастыря. Но с другой стороны, нельзя так отдаваться страху. Браки заключались и в гораздо более тяжелое для страны время. После Великой Отечественной Войны наоборот был всплеск рождаемости, люди которым подчас нечем было кормить своих детей, брали на воспитание детей погибших родителей. Вопрос демографического роста никак не связан с благосостоянием страны (Пример Китая и других восточных стран).

Для верующего человека вопрос неуверенности в завтрашнем дне вообще не должен стоять. На многих и многих примерах из жизни моих знакомых я могу сказать: «Если Господь дает детей Он дает возможность их прокормить». И в заключении этого затянувшегося вступления ещё немного цифири. В 1913 году на 95 миллионов православного населения Синодом было зарегистрировано около 4х тыс. разводов.

К концу века население выросло примерно в полтора раза, а количество расторгаемых браков в 240 раз! По сегодняшней статистике в России в год на каждые 100 заключенных браков приходится 80 разводов. Жуткая цифра. К сожалению и в православной среде я замечаю некоторое снижение венчаний среди молодых людей. Видимо общая боязнь брака дошла и до Церкви.

Как говорил герой фильма «Кавказская пленница»: «Плохо мы ещё воспитываем нашу молодёжь, очень плохо. Удивительно несерьезное отношение к браку». Любовь и влюбленность. Первоначальная любовь Перейдем непосредственно к нашей теме. Все знают выражение: «В основе брака должна лежать любовь, женится надо по любви, а не по расчету и т.д». Когда люди так говорят, они сами не задумываются, что они понимают под словом любовь? Ведь в русском языке (в отличии например от древнегреческого)

слово любовь чересчур емкое, слишком универсальное. Например. Мы говорим: любим маму, но мы также говорим: любим мороженое. Неговоря уже о вульгарном выражении «заниматься любовью». Чтобы понять: что такое истинная любовь и возможна она до брака, обратимся к Священному Писанию. Вот как определяет любовь апостол Павел: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, не превозносится не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине, все покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит. Любовь никогда не перестаёт (1 Кор. 13, 4-8)».

Запомните эту цитату, мы к ней неоднократно вернемся. Это конечно определение идеальной любви, её максима, но если мы подумаем возможна ли такая любовь до брака между женихом и невестой мы поймем, что это невозможно. Согласно апостолу Павлу, любовь должна быть: 1) жертвенной («долготерпит, милосердствует, не раздражается»). 2) не ищущей своего, то есть любить надо не за что то, а просто так: («не ищет своего»). 3) любящие должны верить друг другу: («всему верить, всего надеется»).

И наконец, любовь должна быть вечной: («никогда не перестаёт»). Как можно понять, до брака все эти условия истинной любви выполнить невозможно. Нельзя полюбить жертвенной, всему верящей, всё прощающей, вечной любовью, если ты не узнал ещё человека, не научился прощать, чем-то жертвовать, не научился бороться за любовь. А это возможно только по прошествии времени, лет.

В этом смысле любовь до брака невозможна. Возможна влюбленность, взаимная привязанность, симпатия. Только в браке чувство любящих может пройти проверку на прочность. Любовь – это прекрасное дерево, которое вырастает из семени и дает плоды. Но семя не есть дерево, и поэтому то первоначальное чувство, которое имеют жених и невеста еще нельзя назвать настоящей любовью.

Влюбленности свойственна пылкость чувств. Влюбленному кажется, что он готов любить до гроба, что умрет без любимого человека, но эти чувства еще не закалены и не проверены временем. Чтобы разобраться, что такое влюбленность приведу пример. «Одна девушка двадцати с небольшим лет трижды резала себе вены из-за того, что любимый её бросил». Казалось бы, вот истинная любовь – когда ей говорили, что она еще очень молода, что она еще будет счастлива, она отвечала: «А без него мне жизни нет, я не хочу и не буду без него. Или я буду с ним или меня не будет».

Спустя несколько лет она вышла замуж, родила двоих детей и уже пятнадцать лет живет в счастливом браке. А о столь несчастливом эпизоде молодости вспоминает примерно так: «Слава Богу, что мама тогда пришла с работы раньше, и я осталась жива. Какая же я была дура – хотела умереть из-за такой ерунды». Согласитесь, что великую, неземную любовь человек ерундой не назовет, даже спустя много лет.

Ради истинной любви не умирают, ради нее живут».3 Хочу привести еще один пример, теперь уже из русской классики. Его приводит в своей книге «Один раз и на всю жизнь» мой одноклассник по семинарии священник Илья Шугаев. Кстати, эту книгу советую всем прочесть. Я думаю, всем известен рассказ Н.В. Гоголя «Старосветские помещики». Николай Васильевич Гоголь, будучи православным человеком, прекрасно знал об одном законе духовной жизни: глубина переживания, внутренняя сила чувств никак не зависят от силы их внутреннего проявления.

Этому посвящен целый рассказ великого писателя — «Старосветские помещики». Главные герои рассказа — старые помещики Афанасий Иванович и Пульхерия Ивановна. Их размеренная жизнь напоминает «прекрасный дождь, который роскошно шумит, хлопая по древесным листьям, стекая журчащими ручьями и наговаривая дрему на ваши члены». Все дни протекали одинаково, Пульхерия Ивановна заранее знала все желания мужа, и они моментально исполнялись.

Но наступает смерть Пульхерии Ивановны. Все мысли Пульхерии Ивановны перед ее смертью были только о своем супруге. Она дает последние указания ключнице о том, как ей заботится об Афанасии Ивановиче. Во время похорон Афанасий Иванович молчал, как бы не понимая, что происходит. Лишь вернувшись домой, он стал рыдать сильно и безутешно. Автор, то есть Гоголь, на пять лет покидает хуторок, где жили описываемые помещики, и наконец, вновь посещает это местечко и по дороге в гости к Афанасию Ивановичу размышляет: «Пять лет прошло с того времени. Какого горя не уносит время?

Какая страсть уцелеет в неровной битве с ним?» Далее Гоголь приводит пример, показывающий, что даже самую сильную страсть лечит время. «Я знал одного человека в цвете юных еще сил, исполненного истинного благородства и достоинств; я знал его влюбленным нежно, страстно, бешено, дерзко, скромно, и при мне, при моих глазах почти, предмет его страсти – нежная, прекрасная, как ангел, была поражена ненасытной смертью.