Гумеров Павел /Малая Церковь/ Библиотека Golden-Ship.ru

Человек без совести не может любить Родину, может ее только использовать, а иногда даже продавать. Все беды России от отсутствия веры, и как следствие – от отсутствия совести. Выделяются деньги на возрождение экономики, помощь неимущим – их разворовывают. И так во всем. Мы часто думаем: «как нам обустроить Россию»? А обустраивать надо свои души, души наших детей и близких.

Если бы они были обустроены, Русь уже давно бы возродилась. И начинать надо со своей души. Во все времена охлаждение веры в России, отступление от Бога вызывало народные бедствия. Это увидит любой, кто изучает историю. Св. прав. Иоанн Кронштадтский писал, что если бы Россия всегда держалась благочестия, то благосостояние ее росло год от года и величию ее не было бы предела.

В современной истории, к сожалению, очень мало примеров, на которых можно воспитывать молодежь. В основном эти образцы можно черпать из нашего героического прошлого. Кто герой нашего времени? Данила, что ли, из фильма «Брат»? Но и в наше скупое на героизм время можно найти потрясающие примеры. Я рассказывал на уроке в школе про солдата Женю Родионова, который отказался снять крест и стать мусульманином, чтобы потом расстреливать своих братьев, за что был убит. Я думаю, многих этот пример тронул.

Герои, как и святые, не могут бесследно исчезнуть. Если нет святых – нет Церкви. Если нет героев-патриотов – нет страны. Примеры, подобные Жене, нужно находить и рассказывать про них молодежи. Да, положение России очень тяжело, спасти ее может только чудо, но Господь не посылает чудо без подвига и веры людей. От нас, от нашего воспитания зависит, вырастут ли юноши, дети в новое поколение грабителей-приватизаторов и молодых реформаторов или будут людьми, любящими Россию, ее надеждой и опорой. Безобидно ли сквернословие? (урок в школе)

Одной из примет постигшей нас духовной и культурной катастрофы стало сквернословие. Если раньше матерщина была, главным образом, специфическим языком преступников, пьяниц и других опустившихся лиц, то теперь мат всё глубже проникает во все социальные и возрастные слои общества, нам всё более пытаются навязать, что русский язык вообще невозможен без мата.

Постараемся проследить исторические корни сквернословия и развенчать некоторые мифы, возникшие вокруг него. Начнём с того, что мат — явление очень древнее и присущее почти всем народам. О «гнилом слове» писал ещё ап. Павел. В IV в. свт. Иоанн Златоуст говорит, что «Егда, кто матерными словами ругается, тогда у Престола Господня Мати Божия данный Ею молитвенный покров от человека отнимает, и Сама отступает, и который человек матерно избранится, себя в той день проклятию подвергает, понеже мать свою ругает и горько её оскорбляет.

С тем человеком не подобает нам ясти и пити, аще не отстанет от онаго матерного слова». Запомним эти слова святителя, к ним мы ещё вернёмся. В чём же феномен матерной брани? Почему слова, обозначающие в основном медицинские термины, при «переводе» на матерный язык становятся нецензурным сквернословием? Почему они вообще применяются, часто не по прямому назначению?

Во всех языках и культурах матерная лексика обозначает одно и тоже. Это относительно небольшая («грязная дюжина», как говорят англичане) и замкнутая группа слов. В эту группу входят наименования частей человеческого тела, прежде всего гениталий, физиологических отправлений, полового акта и производимые от них слова. Епископ Варнава Беляев пишет, что срамословие — «наследие чисто языческое.

Оно всецело коренится в фаллических культах Древнего Востока, начиная с глубин сатанинских (Откр. 2, 24) и тёмных бездн разврата в честь Ваола, Астарты и прочих, и, кончая классическими наследниками Хама». Культы древнего Вавилона, земли Ханаанской, в которых практиковалось принесение в жертву младенцев, служение разврату, блуду, ритуальная проституция, и дали соответствующую терминологию ритуальных заклинаний, которые легли в основу матерной брани. Произнося нецензурные слова, человек (пусть даже невольно)

призывает бесовские силы и участвует в изуверском культе. Известно, что народы, населявшие Ханаан, были завоёваны евреями и беспощадно истреблены по повелению Божию. И это вовсе не необъяснимая жестокость, а праведный гнев Божий и наказание за чудовищное растление и поклонение греху. Одним из распространённых мифов является утверждение о том, что матерщину на Русь занесли татары-монголы.

Смешно полагать, будто жили раньше чистые, высокоморальные кривичи и родимичи, не знавшие сквернословия, а потом пришли испорченные монголы и научили их нецензурной лексике. Нет, корни сквернословия — языческие заклинания, и на Руси они были ещё до монголов. У восточных славян, как и других народов, в языческие времена существовал культ плодородия, вера в мистический брак земли и неба.

На русских языческих свадьбах пели так называемые корильные песни, в которых содержались ритуальные оскорбления жениха (чтобы не пришлось избраннице корить его в семейной жизни). С помощью матерной брани язычник-славянин отпугивал также нечистую силу, думая, что бесы боятся матюгов. Уже после Крещения Руси за сквернословие строго наказывали. В указе Алексея Михайловича 1648 г.

подчёркивается недопустимость сквернословия в свадебных обрядах: чтобы «на браках песней бесовских не пели, и никаких срамных слов не говорили». Здесь же упоминается и о святочном сквернословии: «а в навечери Рождества Христова и Васильева дня и Богоявления ... чтобы песней бесовских не пели, матерны и всякою непотребною лаею не бранилися». Считалось, что матерным словом оскорбляется, во-первых, Матерь Божия, во-вторых, родная мать человека и, наконец. Мать Земля.

Существовало представление, что матерная брань наказывается стихийными бедствиями, несчастьями и болезнями. Ещё при царях Михаиле Фёдоровиче и Алексее Михайловиче за сквернословие наказывали розгами на улицах. Нелишне будет вспомнить, что за нецензурную брань в общественном месте даже в уголовном кодексе СССР полагалось 15 суток ареста. Мы несём ответственность за каждое праздное слово, особенно за скверное.