Valentin Mordasov /What do you advise, Father?/ The Library Golden-Ship.ru THE GRACE-FILLED WORD OF THE ASCETICS OF PIETY: WHAT DO YOU ADVISE, FATHER? Answers to the Difficulties of Everyday Christian Life and Church Piety MOSCOW 2011 Orthodox Library Golden Ship, 2012 UDC 248 BBK 86.
Вообще бойся злых советов больше, нежели врагов. Почему советуется иметь прохладное помещение? Потому, что оно помогает бороться с расслаблением, ленью и сном. Как держаться золотой середины, чтобы не быть ни угрюмой, ни излишне веселой? Когда видишь, что около тебя человек унывает, придешь, например, к N , видишь, что она нос повесила, тогда надо взять себя в руки, быть веселой, ободрить другого, а если идет все гладко, то надо говорить о серьезном, а не болтать, вообще заботиться о пользе других и делать все на пользу другим.
И не только дела так располагать, но и слова. Должно ли быть осторожным в разговорах? Обязательно надо быть осторожным; слова, сказанные спроста, могут перетолковать в худую сторону. Какая лучшая должна быть мера в употреблении кушаний и пития? Наилучшая мера в употреблении яств и питий есть потребность тела. Что такое заговенье?
Это начало говенья, времени поста. В чем состоит пост и воздержание? «По мнению святых отцов, пост и воздержание состоит в умеренности, и все, вообще домогающиеся совершенной добродетели, должны, принимая пищу, дозволенную для поддержания тела, воздерживаться от похоти. И слабый телом может сравняться в добродетели со здоровыми и крепкими, если будет истреблять похоти, коих не требует немощь плоти, ибо и апостол говорит: И плоти угодия не творите в похоти (Рим. 13: 14), т.е.
он не запрещает пещись о плоти, но только говорит, чтобы это не делалось в похоти; чем уничтожает страстное попечение о теле, а не то, которое необходимо для поддержания жизни, и уничтожает для того, чтобы мы, потворствуя плоти, не стали во вред себе исполнять похотей; между тем, пе-щись о теле нужно потому, чтобы, испортив его небрежением, не потерять возможности исполнять духовные и необходимые обязанности наши» (
из слова святого Иоанна Касссиана Римлянина о посте). Полезен ли пост телесный без душевного поста? «Известно, что телесное воздержание нужно для того, чтобы посредством поста стяжать чистоту сердечную. Но телесное воздержание бывает тщетно, когда мы не можем достигнуть того конца, для коего предпринимаем труды воздержания; ибо если мы, постясь телесно, будем жить по внушению страстей, то оскверним самую лучшую часть самих себя, потому что оскверним то место, где должен обитать Дух Святой, Которому жилищем, как известно, служит человек, всегда творящий волю Божию.
Итак, смиряя постом внешнего человека, вместе будем воздерживать от вредной пищи и внутреннего и, по совету апостола (Еф. 3: 17), будем очищать его, дабы соделать способным к принятию Христа, Который, по словам апостола, мог «вселитися... верою в сердца ваша» (из слова святого Иоанна Касссиана Римлянина о посте). Должны ли для мирян быть какие-то послабления в строгости жизни по сравнению с монахами?
В сущности, инок отличается от мирян только безбрачием, а в остальном и миряне должны и обязаны жизнь вести такую же, то есть по заповедям (схиигумен Иоанн Валаамский) [76] . Обязательно ли стремиться к уединению, к отшельничеству, как спасались древние отцы? Лучше жить среди тысячи, да с любовью, чем одному в пещере, да со злобою.
Как провести пост так, чтобы угодить Господу? Угоден Богу будет пост, если мы при нем будем иметь доброе расположение к людям, а враг старается вложить в нас дерзость, гневливость и тем сделать для души больше вреда, чем пользы; хотя бы шею в дугу сгибал и пеплом голову посыпал, но такого говения не примет Господь.
Перед постом стараюсь побольше поесть скоромной пищи, и на Пасху часто переедаю. Является ли это грехом? Нельзя на Пасху и прочие большие праздники и заговения разрешать себе чрез меру разные яства — этим мы прогневляем Бога, а себя, как свинью, на заколение приготовляем. Сими словами св. отцы не советуют нам приготовлять много разных яствий, а тем более переедать их до пресыщения и тем изгонять из себя Духа Святого.
Итак, лучше есть чаще, но не до сытости, а на заговенье помнить о том, что не можем напитать себя на весь пост; если будете чаще вспоминать об этом, то благодать Святого Духа не отойдет от вас. О страстях и развлечениях Можно ли расплачиваться водкой, «ставить стакан» и т.п.? Нельзя. Есть и такая народная пословица: «Знай толк — не давай пьяному в долг».
Не вредно ли для христианина увлечение оперой, театром? Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Театр — школа диавола»[77] . Об этом же говорит святой Иоанн Кронштадтский [78] . Как смотреть на науку приготовления разных кушаний? Искусство стряпать и приправлять пищу вредно, ибо приучает к сластолюбию.
Можно ли хоть изредка смотреть телевизор? Вреден ли телевизор в доме, если он выключен? Мы уже говорили, что все дело в том, как предмет используется: с доброю целью или плохою. В одном монастыре батюшка при духовно-болящих (бесноватых) вслух сказал: «Хотел бы я иметь такой телевизор, который бы показывал только святое: наставления, как жить по-Божьи, как спастись, как угодить Богу, как победить свои греховные привычки». В это время бес (находящийся в бесноватой)
не выдержал и закричал ее устами: «Ишь, чего захотел! Дожидайся!» Другой случай. Приехал в монастырь батюшка со своей духовноболящей матушкой. Бес (в ней) устами болящей во время молебна закричал: «У них в доме мир! Я не выйду из нее». После окончания молебна батюшка, служивший молебен, поинтересовался у батюшки приехавшего: «Какой это «мир» в вашем доме?
» Оказалось, он держал два телевизора: цветной и простой, смотрели пляски, песни, хохот, пустословия. «Поэтому-то, — говорит архимандрит Иоанн в своем поучении, — в дом ваш через телевизор входят всякие люди: и колдуны, и гипнотизеры, и разбойники и т.п. Он — разбойник, расхищающий ваши души. Он воспитывает детей по-своему и отнимает много времени». Приведу еще пример.