Valentin Mordasov /What do you advise, Father?/ The Library Golden-Ship.ru THE GRACE-FILLED WORD OF THE ASCETICS OF PIETY: WHAT DO YOU ADVISE, FATHER? Answers to the Difficulties of Everyday Christian Life and Church Piety MOSCOW 2011   Orthodox Library Golden Ship, 2012 UDC 248 BBK 86.

Если же такого обладания нет и ты свободно принимаешь всякую пищу, в меру потребности тела, то у тебя нет чревоугодия. Другой еще признак чревоугодия — хотеть есть прежде времени, чего никогда не должно делать, разве будет какая-либо уважительная причина. Если страсть чревоугодия прежде не берет меня, а появляется в самое время принятия пи­щи, что мне тогда делать — оставить пищу или нет?

Когда с другими принимаешь пищу, то не оставляй, но, призвав на помощь имя Божие, отгони похотение и принимай в малости, при­водя себе на память, что пища эта скоро превра­тится в зловоние. Когда же ты один и голоден, ешь хлеб и другую пищу, к которой не чувству­ешь влечения. Почему старцы запрещают справлять именины и сходить посидеть к другому?

Потому запрещают, что начнут с хорошего разговора, а кончат худым. Как вести себя, если приходят знакомые с пусты­ми разговорами? Когда донимают тебя пустыми разговора­ми, надо читать молитву Иисусову, устремив ум свой и сердце горе. Какие земные утешения считаются греховными? Утешения земные следующие: вкусная пи­ща, изысканная обстановка (мебель)

, изящная одежда, разнообразные развлечения: кино, те­левизор, музыка, частые посещения знакомых не с душевной пользой. Что делать, если посочувствуешь страсти в сердце? Если примешь страсть в сердце, посочувс­твуешь ей и, оставив ее в душе некоторое вре­мя, осквернишь ею душу, то читай покаянный канон или пятидесятый псалом с несколькими поклонами; если не помогает, то повтори, пока не успокоится душа.

При усиленном нашествии помыслов и мечтаний гнева и плотского вожделения что полезно совер­шать? Очень полезно совершать молитву Иисусову гласно при усиленном нашествии помыслов и мечтаний плотского вожделения и гнева, когда от действия их разгорячится и закипит кровь, отнимая мир и тишину у сердца. Как найти удобнейшее средство к погашению чувственной страсти?

Первое и обыкновенное средство к отсе­чению плотской страсти состоит в удалении от предметов, разжигающих душу, равно как и строгое воздержание. Трудно уцеломудриться среди соблазнов мира. Полезно также памятова­ние о своей тленности и скором приближении часа смертного. Как жалко видеть людей, ко­торыми владеет такая страсть, поверженными в неудобоисцельные болезни или лишившими­ся ума, или изнуренными ревностью, пронзен­ными вероломством и изменой, мучающимися прежде смерти в адском огне отчаяния.

Как следует поступать при виде соблазнов? Если ты видишь соблазны вокруг себя, — об­ращайся от них к святилищу твоего духа, и они легко останутся вне тебя. Гнетут ли сердце твое обиды, — обращайся к Господу с молитвой о тер­пении, и они составят евангельское блаженство. Затрудняют ли путь твоей жизни мрачные обсто­ятельства, — держись помазания, еже «имате от Святаго», и оно научит тебя всему (см. 1 Ин. 2: 20).

Изнемогают ли в чем твои силы, ты и прежде не должен был надеяться на них, а теперь опытом убеждаешься прибегать к силе Божией, которая любит совершаться в наших немощах[84] . Возможно ли не употребляющему вина быть пья­ным и пьющему вино быть трезвым? Возможно, ибо в Писании сказано о упив­шемся «не вином» (см. Ис. 51: 21).

Без вина упивается тот, кто не оставляет исступление и не удерживает буйство страстей благочести­вым рассуждением. Можно и употребляющему вино быть трезвым душой и бодрым во всех душеспасительных делах, ибо если бы было не­возможно, св. апостол Павел не дал бы ученику своему, св. апостолу Тимофею, такого совета: Употребляй немного вина, ради желудка твоего и час­тых твоих недугов (1 Тим. 5: 23).

Ибо пьянство есть не что иное, как исступление естественно­го ума, превращение сердца, оскудение смысла, лишение разума: все оное не от одного винного пьянства происходит, но и от пьянства ярости и непорядочного похотения[85] . Как предохранить душу от пристрастия к тлен­ным вещам? Благоговейно и благодарственно размышляй о даруемом благодатью величии души своей и многоценности ее в очах Божиих.

Представь себе, как на картине, обширность земли и рас­смотри беспристрастно предметы, наполняю­щие ее: сколь они ничтожны покажутся тебе в сравнении с достоинством души человеческой, возведенной Божиим человеколюбием священ-нотайным образом до степени совершенства, подобного житию Ангела. Из этого увидишь, что всякая вещь до крайности малоценна перед высоким благородством души христианской.

Кая бо польза человеку, — говорит Господь наш, — аще мир весь приобрящет, душу же свою отщетит (Мф. 16: 26)? Если же это так, то подумай: не­сравненно худшее недостойно быть любимо пе­ред драгоценнейшим и без сравнения лучшим, т.е. тленное вещество перед нетленной и бес­смертной душой. Посему правильная любовь к своей душе тре­бует ревностно заботиться о дарованиях и бла­гах духовных, для спасения нашего полезных, а не увлекаться пристрастием к тленным вещам, которые не могут насытить бессмертную душу.

Что следует делать для преодоления страстей? Желай исправить себя, и Бог Всемогущий даст тебе по сердцу твоему; ибо начало добро­детелей и источник их есть расположение, же­лание добра о Господе. Человек должен обуз­дывать страсти, но победить их сам не может. Это дело десницы Вышнего, произволение Его Божественной силы.

С нашей стороны должно только неослабно хранить данное нам от Бога святое произволение и по оному прилагать ста­рание достигнуть святой области бесстрастия, а Вышний, без сомнения, увенчает подвиг желаю­щего успехом. Итак, если желаешь воспрянуть от омерзения страстей, то имей о том всегда внимательную мысль, попечение, неуклонную деятельность и ревность; веруй и уповай на мо­гущего показать силу Свою в немощах наших благодатью Своею — Бога — и спасешься[86] .