Valentin Mordasov /What do you advise, Father?/ The Library Golden-Ship.ru THE GRACE-FILLED WORD OF THE ASCETICS OF PIETY: WHAT DO YOU ADVISE, FATHER? Answers to the Difficulties of Everyday Christian Life and Church Piety MOSCOW 2011   Orthodox Library Golden Ship, 2012 UDC 248 BBK 86.

Как должно поступать, чтобы ни в каком обще­стве не смеяться? Должно думать так: я не понимаю, по скудоу­мию моему, что и почему так говорят, а, не зная  цели, не должно смеяться. Если же нечаянно и невольно осклабишь лицо свое, обвиняй само­го себя, помня истинные свидетельства святых отцов, что ничто так не разрывает цепь добро­детелей и любви евангельской, как смех и смехотворство.

Как кружение скверных мыслей во внутренней нашей храмине лишает душу при­сутствия благодати, так упражнение в смехе и склонность к нему удаляет от нас Ангела храни­теля. У изыскивающего повод к смехотворству добродетели бывают тщетны, вокруг каждой обвились какие-либо блазненные помыслы, и сушат корни ее какие-либо душевные пороки; ограда добронравственности и мира разруша­ется.

Сам Господь наш, Спаситель мира, грозит вечной горестью любящим смехотворство: Горе вам, смеющиеся ныне (Лк. 6: 25). Как избавиться от сильных ощущений сладост­растия не только в присутствии лиц женского по­ла, но и при случайном воображении их? При виде жен должно хранить ум и чувства от всякого развлечения и движений нескром­ных, особенно говорить без осмотрительнос­ти, и скорее удалиться от их общества.

Если ж соблазняет тебя воображение, воспламененное демонской лестью, то нужно удерживать поры­вы мыслей и с благоговением ограждать себя крестным знамением. Для предохранения се­бя от плотских и мысленных сладострастных волнений полезна во всем благоразумная уме­ренность; но самое главное, должно умолять Господа Всемогущего о защите от нападений на нас лютейшей этой страсти, ибо человек сам собой никогда ее не искоренит.

Но при нашем произволении и молитве Бог Премилосердный угашает порывы сего пламени тихим наитием Своей благодати[87] . Что такое самолюбие? Если ты любишь самого себя более, чем Бога, а ближнего — менее, чем самого себя, и вместо угождения Богу раболепно угождаешь страс­тям своим, наблюдая только свою собственную пользу и выгоды, — то это самое и есть пороч­ное самолюбие.

Да как же не любить себя? Всякому человеку сродно любить себя; толь­ко истинный христианин должен любить себя непорочно. Как понимать эту непорочность? Люби себя без нарушения любви к Богу и ближнему, так, чтобы воздавать всем должное: Богу, ближнему и самому себе. Что можно сказать о душевном состоянии само­любивого?

Сожаления достоин и несчастен тот, кто по­бежден самолюбием. Несмотря на свое хрис­тианство он есть идолопоклонник, раболеп­но служащий страстям своим. Он враг Креста Христова и нарушитель Евангелия; забыв Бога и не имея в виду святого закона Его, он не пе­чется о своем спасении, а напротив, делает все то, что приятно чувствам и растленной его во­ле; он больше сластолюбец, нежели Боголюбец.

Роскошь, объядение и пьянство — суть его уте­шения. Он сребролюбив, вещелюбив, скуп, не милосерд, гневлив, памятозлобив и столько привержен к временным благам, что, не полу­чая или лишаясь их, погружается в печаль, и в самую безутешную. В духовных подвигах он нерадив. А если и творит иногда добро, то не для Бога, не для спасения души своей, а единс­твенно для получения славы от человеков.

Его сердце исполнено гордости и тщеславия, и горе человеку тому, если Господь не избавит его от сего зла! От чего раздражается это жалкое самолюбие? От духовного воспитания, от своего нераде­ния, от обращения с самолюбцами, от диавольского подущения. В чем оно более укрепляется? В неверных — безверием, а в нас, верных — нерадением.

Нерадивый мало-помалу, снисходя своим склонностям, приходит наконец в край­нее самолюбие. Какой вред бывает от самолюбия? Самолюбие, отлучив ум и сердце от Бога, ввергает человека во все злые страсти, пороки и беззакония, за которые достойно и праведно наводит Бог временные наказания. А если тако­вой человек не исправится, то не избежит во аде вечных мук, как видим из притчи о богатом и Лазаре.

Чем вообще опасно самолюбие? Корень всякого беззакония есть самолюбие. Оно разрушает суд, потемневает слово, помрачает ум, растлевает волю и врата спасения затворяет. Что производит самолюбие в богатом? Злоупотребление богатством, которое в та­ком случае или безотчетно расточается на рос­кошь, или бывает причиной скупости и немило­сердия к нашим ближним.

Как проявляется самолюбие в бедном? Завистью, роптанием, обманом, воровством, убийством и другим, тому подобным злом. Можно ли с самолюбием последовать Христу и спасти свою душу? Нет! Вот слова Спасителя нашего: Аще кто хощет по Мне ити, да отвержется себе и возмет крест свой и по Мне грядет... и...

любяй душу свою погубит ю, и ненавидяй души своей в мире сем, в жи­вот вечный сохранит ю (Мф. 16: 24; Ин. 12: 25). Ибо самолюбие препятствует угождать Богу: Не можете Богу работати и мамоне (Мф. 6: 24). Итак, не будь самолюбив — и будешь боголюбив; не будь самоугодник — и будешь братолюбив. Можно ли победить самолюбие? «Можно.

Имей благое произволение к самоот­вержению. Признавая пред Богом немощь свою, непрестанно и усердно проси у Него помощи. Не дружись с самолюбцами, отвращайся вся­кой греховной страсти и питай к ней совершен­ную ненависть. Обладаемый страстью, воле и разуму своему не следуй, держись воли Божией и воли духов­ного твоего руководителя.