Valentin Mordasov /What do you advise, Father?/ The Library Golden-Ship.ru THE GRACE-FILLED WORD OF THE ASCETICS OF PIETY: WHAT DO YOU ADVISE, FATHER? Answers to the Difficulties of Everyday Christian Life and Church Piety MOSCOW 2011   Orthodox Library Golden Ship, 2012 UDC 248 BBK 86.

Роскошь, объядение и пьянство — суть его уте­шения. Он сребролюбив, вещелюбив, скуп, не милосерд, гневлив, памятозлобив и столько привержен к временным благам, что, не полу­чая или лишаясь их, погружается в печаль, и в самую безутешную. В духовных подвигах он нерадив. А если и творит иногда добро, то не для Бога, не для спасения души своей, а единс­твенно для получения славы от человеков.

Его сердце исполнено гордости и тщеславия, и горе человеку тому, если Господь не избавит его от сего зла! От чего раздражается это жалкое самолюбие? От духовного воспитания, от своего нераде­ния, от обращения с самолюбцами, от диавольского подущения. В чем оно более укрепляется? В неверных — безверием, а в нас, верных — нерадением.

Нерадивый мало-помалу, снисходя своим склонностям, приходит наконец в край­нее самолюбие. Какой вред бывает от самолюбия? Самолюбие, отлучив ум и сердце от Бога, ввергает человека во все злые страсти, пороки и беззакония, за которые достойно и праведно наводит Бог временные наказания. А если тако­вой человек не исправится, то не избежит во аде вечных мук, как видим из притчи о богатом и Лазаре.

Чем вообще опасно самолюбие? Корень всякого беззакония есть самолюбие. Оно разрушает суд, потемневает слово, помрачает ум, растлевает волю и врата спасения затворяет. Что производит самолюбие в богатом? Злоупотребление богатством, которое в та­ком случае или безотчетно расточается на рос­кошь, или бывает причиной скупости и немило­сердия к нашим ближним.

Как проявляется самолюбие в бедном? Завистью, роптанием, обманом, воровством, убийством и другим, тому подобным злом. Можно ли с самолюбием последовать Христу и спасти свою душу? Нет! Вот слова Спасителя нашего: Аще кто хощет по Мне ити, да отвержется себе и возмет крест свой и по Мне грядет... и...

любяй душу свою погубит ю, и ненавидяй души своей в мире сем, в жи­вот вечный сохранит ю (Мф. 16: 24; Ин. 12: 25). Ибо самолюбие препятствует угождать Богу: Не можете Богу работати и мамоне (Мф. 6: 24). Итак, не будь самолюбив — и будешь боголюбив; не будь самоугодник — и будешь братолюбив. Можно ли победить самолюбие? «Можно.

Имей благое произволение к самоот­вержению. Признавая пред Богом немощь свою, непрестанно и усердно проси у Него помощи. Не дружись с самолюбцами, отвращайся вся­кой греховной страсти и питай к ней совершен­ную ненависть. Обладаемый страстью, воле и разуму своему не следуй, держись воли Божией и воли духов­ного твоего руководителя.

Трезвясь всегда умом и бодрствуя над склон­ностями сердца, не давай себе послабления со­творить чего-либо, даже и малейшего, по само­любию. От презрения малых согрешений в вели­кое зло человек приходит» (святой Дорофей, о совести)[88] . Что делать, если нет произволения к самоотвер­жению?

Тогда несклонное и страстное сердце свое возбуждай к нему силою и страхом перед Божием правосудием, наказующим за беззако­ния, и воспоминая неминуемую смерть свою, Страшный Суд Христов, вечные муки и Царство Небесное. Что следует за победою над самолюбием? Все злые страсти тогда ослабевают, и человек, освободившись от них силою благодати Божией, достигает возможного совершенства, бывает в союзе с Богом и ближними, обогащается дарова­ниями свыше, наслаждается миром Ангельским и таким образом достигает горнего Сиона.

Что такое блудодеяние? Исполнение плотского греховного вожделе­ния. Или одним помыслом и желанием: Яко всяк человек, иже воззрит на жену, ко еже вожделети ея, уже прелюбодействова с нею в сердце своем (Мф. 5: 28). Или самым делом, то есть греховным плотским смешением с лицом посторонним.

Отчего эта страсть происходит? От естественной к состоянию склонности: Вижу ин закон во удех моих, противу воюющ закону ума моего, и пленящ мя законом греховным, сущим во удех моих (Рим. 7: 23). От искусителя диавола: дадеся ми пакостник плоти, ангел сатанин, да пакости деет, да не превоз-ношуся (2 Кор. 12: 7).

От пресыщения чрева: Пресыщение бо есть отец блудодеяния. От пиянства: Неупивайтеся вином, в нем бо есть блуд (Еф. 5: 18). От обращения и бесед с женским полом: Масло питает свет светильника, а сласти распаления разжи­гает беседа женска. С мужатицею отнюдь не сиди, и не медли с нею в вине, да некогда приклонится душа твоя на ню, и духом твоим поползнешися в пагубу (Сир. 9: 10).

От нехранения чувств, а особливо зрения, слуха и осязания: Отврати око твое от жены крас-ныя и не назирая чуждые доброты. Добротою жен­скою мнози прельстишася и от сея похоть яко огнь разгорается (Сир. 9: 8). «А иногда и за гордость попускается на чело­века брань блуда по Божию смотрению, да сми­рится чрез нее человек», — пишет святой Иоанн Дамаскин.

Правду ли говорят иные, что не имеют блудной брани? Сии глаголющии имеют в себе страсти тон­ки, горши и вящщи блуда, и держай в тех диа­вол не борет их блудом: зане тщеславие и гор­дыня, празднословие и клевета, и осуждение и зависть, и глумление, и смех наполняют меру блудную и место[89] . Какой признак блудонеистовой души?