Valentin Mordasov /What do you advise, Father?/ The Library Golden-Ship.ru THE GRACE-FILLED WORD OF THE ASCETICS OF PIETY: WHAT DO YOU ADVISE, FATHER? Answers to the Difficulties of Everyday Christian Life and Church Piety MOSCOW 2011   Orthodox Library Golden Ship, 2012 UDC 248 BBK 86.

Трезвясь всегда умом и бодрствуя над склон­ностями сердца, не давай себе послабления со­творить чего-либо, даже и малейшего, по само­любию. От презрения малых согрешений в вели­кое зло человек приходит» (святой Дорофей, о совести)[88] . Что делать, если нет произволения к самоотвер­жению?

Тогда несклонное и страстное сердце свое возбуждай к нему силою и страхом перед Божием правосудием, наказующим за беззако­ния, и воспоминая неминуемую смерть свою, Страшный Суд Христов, вечные муки и Царство Небесное. Что следует за победою над самолюбием? Все злые страсти тогда ослабевают, и человек, освободившись от них силою благодати Божией, достигает возможного совершенства, бывает в союзе с Богом и ближними, обогащается дарова­ниями свыше, наслаждается миром Ангельским и таким образом достигает горнего Сиона.

Что такое блудодеяние? Исполнение плотского греховного вожделе­ния. Или одним помыслом и желанием: Яко всяк человек, иже воззрит на жену, ко еже вожделети ея, уже прелюбодействова с нею в сердце своем (Мф. 5: 28). Или самым делом, то есть греховным плотским смешением с лицом посторонним.

Отчего эта страсть происходит? От естественной к состоянию склонности: Вижу ин закон во удех моих, противу воюющ закону ума моего, и пленящ мя законом греховным, сущим во удех моих (Рим. 7: 23). От искусителя диавола: дадеся ми пакостник плоти, ангел сатанин, да пакости деет, да не превоз-ношуся (2 Кор. 12: 7).

От пресыщения чрева: Пресыщение бо есть отец блудодеяния. От пиянства: Неупивайтеся вином, в нем бо есть блуд (Еф. 5: 18). От обращения и бесед с женским полом: Масло питает свет светильника, а сласти распаления разжи­гает беседа женска. С мужатицею отнюдь не сиди, и не медли с нею в вине, да некогда приклонится душа твоя на ню, и духом твоим поползнешися в пагубу (Сир. 9: 10).

От нехранения чувств, а особливо зрения, слуха и осязания: Отврати око твое от жены крас-ныя и не назирая чуждые доброты. Добротою жен­скою мнози прельстишася и от сея похоть яко огнь разгорается (Сир. 9: 8). «А иногда и за гордость попускается на чело­века брань блуда по Божию смотрению, да сми­рится чрез нее человек», — пишет святой Иоанн Дамаскин.

Правду ли говорят иные, что не имеют блудной брани? Сии глаголющии имеют в себе страсти тон­ки, горши и вящщи блуда, и держай в тех диа­вол не борет их блудом: зане тщеславие и гор­дыня, празднословие и клевета, и осуждение и зависть, и глумление, и смех наполняют меру блудную и место[89] . Какой признак блудонеистовой души?

Сие есть знак чрезмерной похоти, чтоб как на одушевленные, так и на бездушные вещи не-истовиться. И предельную похоть означает во бдении от нечистых помыслов оскверненну бы-ти истечениями. Что происходит от любодеяния? Вред душе и телу, и совершенная пагуба чело­веку. Кто бы то ни был зараженный похотением, он лишается благодатного света, помрачается в своем разуме, развращается в воле, теряет стыд и совесть и по плотскому мудрованию своему все делает как изумленный: В злохудожную бо ду­шу не внидет премудрость, ниже обитает в телеси повинном греху (Прем. 1: 4).

А таким образом человек этот, лишаясь Божественной помощи и всякой благодатной силы исполнить закон, уловляется злобною хитростию диавола, впада­ет в разные роды блужения и во многия пороки и беззакония, предается зависти и производит ссоры, брани, убийства, за что и навлекает на себя мщение Господне во временных и вечных казнях. Наконец, скверня себя плотскою не­чистотою, заражает неисцельными болезнями свое тело, умирает безвременно, а если без по­каяния (о, горе!)

вечному осуждению в геенне огненной: ибо ни блудницы, ни прелюбодеи, ни ма-лакии, ни пияницы Царствия Божия не наследят (1 Кор. 6: 9). Что же надобно делать в отвращение этой па­губной страсти? Угождай Господу Богу, а не греховной своей плоти, не бренному телу, которое, сообразно воле Божией, старайся покорять духу.

Блуд и вся-ка нечистота и лихоимство, ниже да именуется в вас, якоже подобает святым (Еф. 5: 3). Для чего так строго надобно удаляться плотс­кой греховной нечистоты? Для того, что никакой блудник или нечист не имать достояния в Царствии Христа и Бога. Не обманывайтесь, - говорит апостол, - ни блудни­ки, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники Царствия Божия не наследуют (1 Кор. 6: 9-10).

Да, кроме того, многих каз­нит Господь прежде вечного оного осуждения за греховную плотскую нечистоту, а здесь еще, как например, жителей Содома и Гоморры. Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог (1 Кор. 3: 17), — говорит святой апостол Павел. — Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены дорогою ценою.

Посему про­славляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии (1 Кор. 6: 19-20). Но легко ли эта страсть побеждается? С великим трудом, но не без возможности. Многие от нее падали, но многие оную побеж­дали мужественно. «Впрочем победить природу не в нашей состоит силе. И желающий плоть свою преодолеть и победить сам собою всуе течет»[90] .

Здесь все зависит от помощи и благо­дати Божией, а не от слабых и ничтожных сил человеческих. Но каким образом достигнуть помощи и благода­ти Божией? Посредством смиренной и искренней молит­вы. Предложи Господу Богу немощь естества своего, признавая пред Ним все свое бессилие, и нечувствительно от Него и дар целомудрия получишь, возопий к Тому, кто спасти тебя может, не хитросплетенными словами, но сми­ренными глаголами: «Помилуй мя, Господи, яко немощен есмь».