Valentin Mordasov /What do you advise, Father?/ The Library Golden-Ship.ru THE GRACE-FILLED WORD OF THE ASCETICS OF PIETY: WHAT DO YOU ADVISE, FATHER? Answers to the Difficulties of Everyday Christian Life and Church Piety MOSCOW 2011   Orthodox Library Golden Ship, 2012 UDC 248 BBK 86.

Тогда восчувствуешь ты могу­щество Всевышнего и невидимых врагов види­мою помощью прогонишь[91] . Одна ли нужна здесь молитва? Нет! Кроме нее необходимы и все те средс­тва, от коих ослабевают силы блудной похоти. Какие это средства, включая сюда и молитву? Любострастными помыслами не услаж­дайся, но в самом начале отражай их от ума и сердца усердною ко Христу молитвою.

Плотскому желанию не повинуйся, но, сле­дуя заповеди Божией, противься ему (жела­нию) с мужеством. Помыслы и желания свои как можно чаще открывай отцу духовному. Воображай (подумай), что Бог в самом дейс­твии греха может погубить тебя. Приводи на ум горькую смерть, Суд Христов, вечные му­ки и Царство Небесное. Воспоминай обеты свои, данные при Святом Крещении, а если ты инок, то при пострижении в монашество.

Избегай праздности и пьянства, и пресыще­ния, и пребывай всегда в трудах, в молитвах, в чтении слова Божия и других полезных книг, в воздержании, во бдении и во всякой добро­детели, строго держась всегда смиренномуд­рия. Избегай общения с женским полом или обращайся с ним, неизменно руководствуясь страхом Божиим. Всяким хранением храни от греха свое сердце и свои чувства, особливо же слух, зрение и осязание. Люби безмолвие и уединение.

Какой способ победы над похотением предлага­ют святой Нил и святой Максим? «Аще хощеши победить блуд, — говорит пер­вый из них, — возлюби алчбу и жажду, и бдение, и воспоминай смерть, и николиже беседу с же­ною, и победиши». «Изнуряй плоть свою, — го­ворит второй, — постом и бдением упражняйся неленостно в пении и молитве, и освящение целомудрия найдет на тя, любовь Божию нося­щее».

Кто же надежнее может победить плоть свою? Тот, кто сам себя отрекся. «Како бо не быти сердцем сокрушенному тому, иже воли своей умре». Каким образом совершается победа над похоте-нием? От лица этой страсти некто говорит так: «Ежели ты мою и свою познаешь немощь, то тем самым свяжешь мне руки.

Ежели пресечешь обжорство, то свяжешь мне ноги так, что далее шествовать не возмогут. Ежели прилепишься послушанию, то тем самым от меня разрешишь­ся. Ежели снищешь смиренномудрие, то тем от­сечешь главу мою»[92] . Какая страсть самая опасная? Из всех страстей самая опасная для истины и добродетели — зависть. Завистию же диаволею смерть вниде в мир (Прем. 2: 24)

; завистью же и грех плодится в земной юдоли. Этот один по­рок порождает многие другие, и особенно опа­сен он потому, что обладаемые им скрывают его даже от самих себя. Этот непримиримый враг добродетели и заслуг раздражается всем тем, что возбуждает в людях удивление, и не проща­ет никому и ничему, кроме порока и знатности. Надобно соделаться недостойным всеобщего воззрения, чтобы привлечь к себе его взоры и пощаду.

Нет зла, которому бы несродна была зависть; нет такой низости, на которую бы она не решилась или которую бы не старалась изви­нить. Как скоро возобладает душой, так сразу из сосуда, устроеннного в честь, делает ее сосудом бесславия и всякой мерзости. Сколько главных страстей? Восемь; они следующие: чревоугодие, блудодеяние, сребролюбие, гнев, печаль, уныние, тщеславие, гордость.

Из восьми которые самые главные? Чревоугодие, сребролюбие, тщеславие, ибо от сих трех и прочие пять рождаются. А эти три от чего? От самолюбия. «Берегись матери зол, само­любия, которое есть неразумная любовь к те­лу. Ибо от него, с кажущеюся благословностью рождаются три первые и родовые страстные и неистовые помыслы, а именно: чревоугодие, сребролюбие и тщеславие, заимствуя поводы от необходимой потребности телесной; а от этих рождается все племя страстей»[93] .

Меня замучили страстные помыслы, которые возникают помимо моих желаний. Как с ними бороться? Душа наша ежедневно находится между Ангелом и бесом, и они ведут борьбу за душу на­шу; и победит тот, к кому присоединится наш помысел, т.е. когда вы стоите в храме, или дома, или на молитве, или во время дня — и охватят страстные мысли ваше сердце, то скорее прибе­гайте к крестному знамению и просите Ангела хранителя отогнать их от вас; тогда Ангел за­писывает вам венцы.

Сколько раз вы изгна­ли врага из сердца своего, столько и венцов вам будет. Люблю модно, красиво одеваться. Не грех ли это? «Возлюби убожеские ризы в одеянии тво­ем, дабы уничижить возникающие в тебе по­мышления. Ибо любящий блеск не может стяжать смиренного помышления, потому что сердце внутри принимает образ, подоб­ный внешним образам» (преподобный Исаак Сирин) [94] .

Как можно освободиться от блудных страстей? Святой Конон вышел из монастыря по слу­чаю нашествия помыслов блудной страсти, но Иоанн Креститель, встретив его, спросил: «Куда идешь?» Святой Конон ответил: «Не могу выносить блудной страсти». Тогда Иоанн Креститель благословил его и сказал: «Иди в монастырь, не будешь теперь иметь сей страс­ти, но не будет больше и награды»[95] .

Сими словами учат нас побеждать страсти блудные — и будем иметь за это награду. Долго нежусь в постели по утрам. «Всякое телесное упокоение (нега, наслаж­дение) мерзостно пред Богом» (святой Пимен Великий) [96] . Люблю вкусно покушать. «Кто крепче льва?

Но и он из-за чрева своего попадается в сеть; тогда вся сила его не служит ни к чему» (авва Иоанн Колов)[97] . Как победить страсть? У каждого человека есть свои страсти, кото­рые он никак не может побороть. У одного глав­ная страсть — сквернословие, у другого — воровс­тво; одни никак не могут насытиться богатством, другие не желают слышать слова Божия; иные любят осуждать людей, другие же никак не могут отказаться от блуда.