Valentin Mordasov /What do you advise, Father?/ The Library Golden-Ship.ru THE GRACE-FILLED WORD OF THE ASCETICS OF PIETY: WHAT DO YOU ADVISE, FATHER? Answers to the Difficulties of Everyday Christian Life and Church Piety MOSCOW 2011   Orthodox Library Golden Ship, 2012 UDC 248 BBK 86.

Многим людям Бог не дал детей специаль­но, чтобы вследствие этого они полюбили де­тей всего мира как своих. Бог лишил их малой семьи, но даровал право, которое дает толь­ко немногим, — принадлежать великой семье Христа. Старец напоминал также и о праведных Иоакиме и Анне, до глубокой старости оставав­шихся бездетными, что в то время считалось большим позором, и народ их оскорблял.

Бог, однако, знал, что от них родится Богородица, Которая, в Свою очередь, родит Спасителя всех человеков, Господа нашего Иисуса Христа! Старец не раз говорил, что иные родители ставят целью иметь много детей, и Бог, конеч­но, попускает им, — потому что уважает само­властную волю человека, а также потому, что иной раз «не выдерживает» нашего брюзжания и оставляет быть по нашей воле.

Но потом мно­годетные родители сталкиваются с массой про­блем: переоценивая свои силы, они дали жизнь, например, восьмерым, а в результате не могут справиться со множеством хлопот, связанных с воспитанием такого количества детей. Старец говорил, что Бог Сам определяет чис­ло детей в семье: едва Он увидит, что родителям не поднять еще одного ребенка, тут же прекра­тит рождение детей.

А тем, кто стремится с принуждением при­обрести детей, старец советовал предоста­вить сие Богу, ибо Он Сам знает нужное время. Некоторые, даже будучи духовно неустроены, «давят» на Бога, дабы дал им ребенка в тот мо­мент, когда они этого желают. Бог по любви Своей даст им дитя; однако они скоро увидят, что ребенок, вырастая, становится нервным, ибо унаследовал страсти своих родителей, и они сами входят в новую, еще большую тревогу, т.к.

приобрели ребенка — без его вины — наслед­ника их страстей, от которых не позаботились очиститься, прежде чем с усилием просить ре­бенка у Бога. Итак, старец считал, что супруги должны полностью предаться в руки Божии и не пре­пятствовать Его изволению. Пусть супруги предоставят Богу действовать согласно Своей воле, ибо так вселится в души их и будет пок­рывать семью их благодать Его, благосло­вение Его.

Не грешно ли помогать собственным детям? Может быть, этим я их избалую? «Отец и мать будут в ответе пред Господом, если не станут заботиться о своих детях и об их будущем. Когда отец и мать усердно работают и хотя бы какие-то деньги откладывают «на чер­ный день», чтобы помочь в важнейшем детям своим, это — не только не грех, но они и при­званы так поступать, потому что те родители, которые не заботятся о детях, — неправильные родители и дадут ответ за это.

Грех, когда соби­рают деньги по страсти, по сребролюбию, от отсутствия веры в Божественный Промысл или для пустых целей. Обеспечение детей родителями необходимо. Если дети пренебрегаемы родителями, то детей, разумеется, ждет Божественная помощь. Но ро­дители будут осуждены за то, что оставили детей без заботы. Родители должны и жить по-христи­ански, и следить за своим поведением, потому что дети с малого возраста, когда они еще даже не говорят, начинают, как компьютер, «записы­вать» всё, что видят и слышат в доме.

И если де­ти видят отца и мать своих дерущимися, ссоря­щимися, оскорбляющими друг друга, ведущими плохие разговоры, то они, как чистые кассеты, «записывают» всё это в себе и, когда придут в возраст, сами того не желая, — наследовав от ро­дителей все страстные состояния, — начинают и браниться, и оскорблять ближних своих теми же речами, которые слышали от родителей.

Наибольшая помощь и наилучшее наследие, которое только могут предоставить родители своим детям, — сделать их приёмниками своей доброты, и для этого не нужно особого стара­ния, ибо если малыш видит, что родители име­ют любовь между собой, благородно разговари­вают, разумны, радостны, смиренно молятся и т.п., то тогда, как «копирка», он отпечатывает это в своей душе.

Очень многие родители, весьма любящие своих детей, некоторым образом их портят, не понимая, к сожалению, какой вред наносят им, например, тогда, когда мать, по чрезвычайной плотской любви, обнимая и целуя ребенка, го­ворит ему: «Какой хороший у меня ребенок, самый лучший в мире ребенок» и т.п. Малыш, однако, весьма рано (в возрасте, когда не мо­жет еще этого осознавать)

приобретает, против желания, высокое мнение о себе и, естествен­но, перестает испытывать нужду в благой силе Божией и не умеет ее просить. Так созидается в душе ребенка высокомерие, и весьма многие уносят его с собою в гроб, потому что не могут от него отделаться. Зло — в том, что первыми принимают удар этого высокомерия сами родители, поэтому они и должны быть очень внимательны к духовной жизни, ибо несут ответственность не только за себя, но и за своих детей.

Правда, и у родителей есть «смягчающее» обстоятельство, посколь­ку и они «наследовали» от родителей. Однако они не оправдываются, потому что в сознатель­ный период не позаботились это «наследие» отбросить. Да, они «наследуют» нечто, но они не долж­ны обвинять за это родителей, т.к. самовластны и, если захотят и не станут любить «наследие», смогут его отбросить.

По моему мнению, более достоин похвалы тот, кто оказался «наследником» злого неволь­но и усиленно подвизался отбросить злое, чем тот, кто с малых лет естественно унаследовал от родителей благое и не принуждал себя со­хранить это, потому что один обрел всё приуго­товленным и «убранным», в то время как дру­гой подвизался сам приуготовить благое.

Суд Божий примет сие на вид, если, к примеру, отец у ребенка вор и будет учить дитя воровать — и тот станет в конце концов вором, поскольку не имел доброго произволения и принял «на­следие» отца. Такого ребенка Бог будет судить в какой-то мере со снисхождением, видя, что свою судьбу тот обрел по «милости» родите­лей, когда был еще маленьким и не отличал добра от зла.