Valentin Mordasov /What do you advise, Father?/ The Library Golden-Ship.ru THE GRACE-FILLED WORD OF THE ASCETICS OF PIETY: WHAT DO YOU ADVISE, FATHER? Answers to the Difficulties of Everyday Christian Life and Church Piety MOSCOW 2011 Orthodox Library Golden Ship, 2012 UDC 248 BBK 86.
Итак, благочестие детям нам нужно давать, так сказать, с молоком матери, а не с твердой пищей, потому что, когда дети еще малы, они подражают родителям, они «списывают» с родителей, как на незаписанную кассету. Именно тогда нужно позаботиться, дабы дети «заполнили» кассету добротой и любовью. А когда дети подрастут, нужно быть внимательными и действовать с рассуждением и осторожностью, как, например, когда мы заводим часы.
Если ослабевает пружина, мы заводим часы постепенно, т.к. есть опасность сломать их и часы тогда станут бесполезными. Мы обязаны осторожно, по-доброму, объяснять ребенку, по какой причине нельзя делать так-то и почему надо делать так-то. Не следует постоянно твердить ребенку: «Не это», «Не то», «Не так», «Не эдак». После того как мы сделаем основное, следует передать «отвертку» Христу для «регулировки», дабы Он уже Сам «довернул» какой-нибудь там «винт».
Нельзя слишком надеяться на себя и пытаться всё делать самим. Очень помогает воспитанию детей, когда родители считают себя ответственными за все проступки детей, поскольку находят свою собственную жизнь не такой, какой она должна бы быть рядом с Христом, и именно поэтому, на их взгляд, дети их и ведут себя безобразно. Когда родители так смиряются и так искренне каются, тогда сподвигается и Всемогущий Христос и бросает сокрушенным родителям «спасательный круг» для спасения, что, кстати, спасает и непутевых детей» (старец Паисий Святогорец) [102] .
Можно ли обращаться к врачу по той причине, что не можешь исполнять супружеский долг? Можно ли лечиться гормональными препаратами? Здесь, кажется, лучше положиться на волю Божию, чем прибегать к этому. Развод — это грех. Но что делать, когда муж пьет и нет возможности жить с ним? Церковь разрешает развод только вследствие супружеской измены[103] , причем изменившего Церковь лишает христианского благословения на следующий брак, т.е. не венчает.
Пьянство или другие недостатки супруга воспринимаются христианином как крест, потому что причиной пьянства может быть жена, которая своим поведением подвигает своего супруга к этому болезненному пороку. Вступая в брак, вы давали обещание любви не только в светлые минуты, в минуты вашего счастья, но и обещание не оставлять своего супруга в болезни, а пьянство — это тоже болезнь.
Поэтому от вас требуется молитвенный подвиг любви за вашего супруга. Развод — это очень легкий выход избавления от креста, но сможете ли вы понести крест безбрачия — это вопрос! Можно ли нарушить пост и исполнить супружеский долг по желанию маловерного (или неверующего) супруга (супруги)? Если нет, то как поступить после очередной просьбы, когда речь идет о поиске партнера на стороне?
У святого апостола Павла есть такие слова: Во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа... Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим (1 Кор. 7: 2-5).
На основании этого послания Церковь имеет правило, чтобы не допускать блуда со стороны одного их супругов, уступать маловерующей (или неверующей) стороне в этом вопросе, однако верующий(ая) обязан(а) каяться в содеянном грехе невоздержания. Стараться ни под каким видом не иметь супружеского общения на первой и Страстной Седмице Великого Поста, под великие праздники и за три дня до Причащения[104] .
Если человек, состоящий в браке гражданском и имеющий детей, решает стать монахом, допустимо ли это или все же лучше обвенчаться и остаться в семье? Принять монашество по Правилам Церкви разрешается по обоюдному согласию обоих супругов. Надо оставаться в семье до достижения всеми детьми совершеннолетия. Гражданский брак для христианина браком не является[105] .
Ставится ли в грех человеку пристрастие к животным? Пристрастие человека к кошкам, собакам, птицам ставится человеку в грех. Иные в ослеплении своем нянчатся с ними, целуют их, спят с ними, отдавая им то время, которое апостол Павел заповедал нам посвящать добрым, искупительным делам и которым посему мы должны крайне дорожить, не отвлекаясь от пути, ведущего на небо.
Надо ли крестить детей, родившихся у людей, не состоящих в церковном браке? «Чем виноваты несчастные? Посмотрим на родителей и выясним, по какой причине они не заключили церковного брака и, опять же, почему они хотят крестить детей. Вот из этого и будем исходить. Есть и у них какие-то свои причины. Нам надо увидеть, чем родители мотивируют свое положение.
Возможно, они что-то такое пережили, что ищут теперь помощи. Это как винт: если не нажимать — хорошо не завинтится» (старец Паисий Святогорец)[106] . Такли обязательно венчание? И мы перед Господом, если невенчанные, — грешники, нечистые ли? Если оба будущих супруга верующие, крещеные и православные, то венчание необходимо и обязательно, так как во время совершения этого Таинства супруги получают особую благодать, освящающую брак.
Брак после венчания становится не только обычным соединением двух людей, но Таинством Церкви. Супружество же невенчанных приравнивается к блуду[107] . Объясните, пожалуйста, слова, которые сказал нам Господь Иисус Христос: «Кто разведется с женою своею и женится на другой, тот прелюбодействует от нее; и если жена разведется с мужем своим и выйдет за другого, прелюбодействует». Что это значит?
И какие после этого могут быть последствия от Бога? Церковь благословляет развод на основании вышеприведенных слов только в случае измены одного из супругов. Во второй брак вступить может только тот, кто сохранил верность, т.е. кого оставили. Оставивший или оставившая своего супруга наказываются Богом, как прелюбодеи; если не раскаются, то не только на земле не будут иметь счастья, но и после смерти, по словам апостола Павла, Царства Божия наследовать не могут.