Valentin Mordasov /What do you advise, Father?/ The Library Golden-Ship.ru THE GRACE-FILLED WORD OF THE ASCETICS OF PIETY: WHAT DO YOU ADVISE, FATHER? Answers to the Difficulties of Everyday Christian Life and Church Piety MOSCOW 2011   Orthodox Library Golden Ship, 2012 UDC 248 BBK 86.

К другому еврейскому царю пришел пророк и сообщил волю Бога, что за безза­кония он должен в ближайшие дни умереть. Царь раскаялся и просил у Бога продлить дни его жизни. Господь услышал покаяние этого царя и опять послал пророка, кото­рый сообщил этому царю, что ему даровано еще пятнадцать лет жизни. В нашей свобод­ной воле даже Второе Пришествие Иисуса Христа: или приблизить его, если будет про­должаться такое умножение беззаконий, или отдалить, если раскаемся и будем жить благочестиво.

С кем не должно иметь дружбы? «Не води дружбы и не имей союза с врагами Христовой Церкви, с еретиками, с раскольни­ками, с теми, которые постов святых не соб­людают, — заповедовал преподобный Серафим Саровский. Должно бегать от тех людей, кото­рые не боятся и не почитают Бога». Везде ли можно угодить Богу?

Да, везде можно угодить Богу, если будем хранить заповеди Божии, а главное любовь ко всем, смирение, состоящее в том, чтобы от всех терпеть за правду и напрасно, себя считать до конца жизни хуже и грешнее всех в мире, избе­гать излишнего угождения плоти, не искать осо­бенной пищи, отдых иметь умеренный, во всем и всегда слушаться своей совести, которую очи­щать исповедью перед духовным отцом.

Какая бывает милостыня? «Милостыню и помощь христианин может оказывать не только материально, но и своими знаниями, трудом, советом и другим», — сказал святитель Феофан Затворник[127] . Как принимать у себя посетителей? Приходящего к тебе человека, особенно с ду­ховной целью, должно принимать с лаской и ве­селым видом, а внутренно смиряться и считать себя ниже его.

Хорошо отпустить от себя посе­тителя с подарком, с гостинцем, нужным для ближнего, со сладостями (для детей), хорошо снабдить ближнего Божественной книгой (сооб­разуясь с духовными запросами его и степенью его развития). От посетителей же, которые при­ходят к нам с целью развлечения и отнять у нас время, надо устраняться. От них мы получаем ду­ховный вред и разорение через их болтовню.

Что важнее, богоугождение или учение в школе, институте? «Главное у нас дело есть богоугождение, а на­учность есть придаточное качество, случайность, годная только на время настоящей жизни. И по­тому не должно, чтобы она занимала все внима­ние и поглощала всю заботу. Нет ничего ядовитее и гибельнее для духа христианской жизни, как эта научность и исключительная о ней забота», — го­ворил святитель Феофан Затворник[128] .

Помните, что религия — древо жизни, наука — древо позна­ния добра и зла. Религия — связь с Богом, наука — связь с миром. Старцы говорят: «Образованность мирская не сообщает совершенств духовных». Служебные дела суетны или нет? Святитель Феофан Затворник пишет: «Дела службы не суетность: это Божии дела. Только де­лайте их всегда для Бога, а не для чего другого.

Равно и по семейной жизни на вас лежит долг. Исполнять его не есть суетность. Только совер­шайте такие дела по сознанию, что волю Божию исполняете. Суетность — дела по удовлетворению страстей, а также ненужные и бесполезные»[129]. Всегда ли необходимо исполнять желания ближних? Из любви к ближним не должно делать то­го, чего требуют их прихоти, их незаконные страсти, их беспорядочные привычки.

Также и начальники под предлогом любви не должны подчиненным оказывать неуместную нежность, излишнее снисхождение и потворство. Об этом говорит епископ Иаков Нижегородский. Всякий ли мир угоден Богу? «Не заключим мира во вред учению ис­тины», — говорит св. Григорий Богослов[130] . И в Евангелии от Луки, в главе 23, стихе 12, чи­таем, как стали друзьями Ирод и Пилат после поругания Иисуса Христа, ибо прежде имели между собою вражду.

Чем лучше заниматься вечером перед сном? «Вечером надо душу вычищать от всего и уп­разднять (через покаяние, сокрушение), — гово­рит святитель Феофан Затворник, — чтобы она осталась свободною с одним Господом. И так от­ходить ко сну. Без того же не отходить, а потру­диться над собою»[131].

Ежедневно перед сном надо вспоминать грехи, содеянные за день, и каяться в них перед Господом. Можно ли спастись без исполнения своих обязан­ностей? «Сомнительно, чтобы спасение могло устро­иться помимо исполнения обязанностей, ко­торые налагаются званием и состоянием. Ибо как то и другое — от Бога, так и то, и другое может быть обращено или на угождение Ему, если верно исполняется, или на оскорбление Его, если не исполняется» (святитель Феофан Затворник) [132] . Важно ли, с кем дружить?

Дружба не должна увлекать нас ко греху. Она не должна быть заводима с человеком гневли­вым или вспыльчивым. По-христиански ли защищать злых? Не защищай злых, потому что через это ты их поощряешь на худое и себя оскверняешь, приобщаясь к делам их. Также терпение обид и уступчивость тоже не должны простираться до поощрения зла. Какие пути духовной (подвижнической) жизни нельзя принимать своевольно?

Три пути, на которые не должно выходить без особого звания (призвания): путь затворни­чества, путь юродства и путь настоятельства. Из чего можно узнать, что доброе дело делается по воле Божией? «Всякому доброму начинанию бывает пре­пятствие от беса, — говорит нам старец Илиодор Глинский, — но это-то и добрый знак.

По сему должно заключать, что начатое дело есть по во­ле Божией»[133] . А насколько духовная милостыня дороже теле­сной? Насколько душа дороже тела, настолько ду­ховная милостыня выше телесной. В каких случаях христианин должен умалчивать истину? Христианин должен умалчивать истину пред людьми, которые могли бы со злорадством и враждебностью злоупотреблять ею.