Valentin Mordasov /What do you advise, Father?/ The Library Golden-Ship.ru THE GRACE-FILLED WORD OF THE ASCETICS OF PIETY: WHAT DO YOU ADVISE, FATHER? Answers to the Difficulties of Everyday Christian Life and Church Piety MOSCOW 2011 Orthodox Library Golden Ship, 2012 UDC 248 BBK 86.
Так, он должен умалчивать истину пред злонамеренным подстрекателем, злорадостным переносчиком, мстительным противником — умалчивать о том, что они могли бы использовать во вред своему ближнему. Христианин должен умалчивать истину и пред легкомысленными, которые сообщенную им истину, может быть весьма важную, готовы разгласить всякому встречному.
Вообще, он не должен своей речью подвергать опасности ничье благо. Христианин должен сохранять тайну, переданную, вверенную ему ближним. Когда не должно умалчивать истину? Христианин не должен скрывать истину пред судебными органами, которые разведывают о преступнике, пред родителями, которые заботятся об исправлении своих детей, пред священником на исповеди, пред другом, который раскрывает нам свою душу, и т.д.
Христианин не должен умалчивать об опасности, например, смерти, когда дело идет о необходимости приготовить больного через исповедь и Св. Причащение к вечности. Можно ли говорить с неверующим о вере? С неверующим безопасно можно говорить тому, кто твердо знает веру; в противном случае неверующий может повредить душе говорящего с ним.
Доброе ли дело давать взаймы? Конечно, ибо даяние взаймы есть второй вид дарения. Повинен наказанию не дающий взаймы, поскольку осуждается в нечеловеколюбии. Впрочем, и на милость разум нужен, как говорит народная пословица: знай толк — не давай пьяному в долг. Что надо делать, когда хвалят? «Услышав похвалу себе, вспомни свои недостатки» (святитель Филарет Московский)[134] .
Какое самое высокое дело на земле? «Нет выше дела на земле, как дело совершения Литургии и причащения народа Св. Таин Тела и Крови Христовых» (святой Иоанн Кронштадтский). В чем состоит сила доброго дела? Сила доброго дела состоит в постоянстве. Всегда ли верен голос совести? Непременно нужно слушать голос совести: сим голосом нередко вещает Ангел хранитель наш; впрочем, чтобы этот голос был верен, его надо поверять словом Божиим. Где полезнее жить? «При св.
обители и при опытном духовнике» (старец Адриан Югский)[135] . Как лучше раздавать милостыню? В книге подвижников благочестия мы читаем, что некоторая старица раздавала милостыню тайно, говоря при этом: «Вот такая-то просила меня передать тебе!» (Сама же спала на камне, прикрытом ветхим ковром). Что лучше — правило молитвенное читать или ближнему помочь?
«Нарушающий молитвенное правило под предлогом услуги, в коей иногда и не нуждаются, как теплохладный, изблюется из уст Божиих (см. Откр. 3, 15-16). Все хорошо в свое время, в своем месте, а если ты в угоду другим каждодневно будешь оставлять правило или вычитывать его кое-как, то, право, плохо тебе будет после. Держись царского (среднего) пути.
Потребуют от тебя в часы молитвы услуги, оставь молитву и служи брату, сестре, как Христу, а не потребуют, сама не навязывайся» (архиепископ Герасим Астраханский). 1 Руководство к духовной жизни старца Адриана иеромонаха, подвижника Югской Дорофеевой пустыни Нужно ли открывать сердце свое любому и принимать у себя всех?
«Тайны спасения повергать пред всяким без разбора и принимать одинаково всех, даже не имеющих ни чистой жизни, ни разума духовного и точного; походит на то же, что в нечистый сосуд вливать многоценное миро» (святитель Василий Великий)[136] . Что делать, если я не могу творить милостыню по своей бедности? Как исполнить заповедь?
Дать другому радость, улыбку, счастье — это во всякое время может раздавать самый беднейший из людей. Когда следует покрывать недостатки ближних и когда не следует? «Тогда хорошо покрывать недостатки ближних, когда можно это делать и когда это не причиняет вреда, а если уже недостатки эти сами собою начнут обнаруживаться, тогда лучше держаться правды, полагаясь на волю Божию» (старец Иосиф Оптинский)[137] . Бывает ли ложное смирение?
«Нужно отличать смирение от долга и обязанностей. Это следует знать особенно людям, которым дается власть и управление над другими: где проявляй смирение, а где исполняй и долг. Например, ты, священник, в домашней обстановке можешь отказаться от услуг, но во время церковной службы, когда положено принимать услуги от других, ты не имеешь права от них отказываться, относя эти услуги не к себе лично, а к твоему сану.
Ты наставник: в школе — учи других, а вне своих учительских обязанностей будь как слушающий и поучающийся от других и т.п.» (архиепископ Арсений Жадановский)[138] . Встречается человек, вроде бы прозорливый, а между тем чувствуется в нем что-то не то; как узнать, от Бога ли его прозорливость? «Узнавать таких людей нужно по смирению, потому что враг прозорливость может дать человеку, а смирения никогда не дает, — оно палит его самого» (старец Иосиф Оптинский)[139] . Что главное в жизни?
«Главное дело в жизни — молитва, а все остальное — дела второстепенные» (святитель Григорий Богослов). Как узнать, что происходящее с тобой есть от Бога? Все происходящее от Бога мирно и полезно, приводит человека к самоосуждению и смирению. Как научиться смирению? Прочитывай в книгах св.
отцов те места, где пишут о смирении, и старайся так поступать, как они научают. В чем состоит истинная любовь к ближнему? Признак истинной любви состоит в том, чтобы отдать ближнему любую вещь, ему понравившуюся. Если работа идет против совести и веры, как надо поступить? Если работа пойдет прямо против совести и веры, то, конечно, надо уйти на другую.