Valentin Mordasov /What do you advise, Father?/ The Library Golden-Ship.ru THE GRACE-FILLED WORD OF THE ASCETICS OF PIETY: WHAT DO YOU ADVISE, FATHER? Answers to the Difficulties of Everyday Christian Life and Church Piety MOSCOW 2011   Orthodox Library Golden Ship, 2012 UDC 248 BBK 86.

Равно и по семейной жизни на вас лежит долг. Исполнять его не есть суетность. Только совер­шайте такие дела по сознанию, что волю Божию исполняете. Суетность — дела по удовлетворению страстей, а также ненужные и бесполезные»[129]. Всегда ли необходимо исполнять желания ближних? Из любви к ближним не должно делать то­го, чего требуют их прихоти, их незаконные страсти, их беспорядочные привычки.

Также и начальники под предлогом любви не должны подчиненным оказывать неуместную нежность, излишнее снисхождение и потворство. Об этом говорит епископ Иаков Нижегородский. Всякий ли мир угоден Богу? «Не заключим мира во вред учению ис­тины», — говорит св. Григорий Богослов[130] . И в Евангелии от Луки, в главе 23, стихе 12, чи­таем, как стали друзьями Ирод и Пилат после поругания Иисуса Христа, ибо прежде имели между собою вражду.

Чем лучше заниматься вечером перед сном? «Вечером надо душу вычищать от всего и уп­разднять (через покаяние, сокрушение), — гово­рит святитель Феофан Затворник, — чтобы она осталась свободною с одним Господом. И так от­ходить ко сну. Без того же не отходить, а потру­диться над собою»[131].

Ежедневно перед сном надо вспоминать грехи, содеянные за день, и каяться в них перед Господом. Можно ли спастись без исполнения своих обязан­ностей? «Сомнительно, чтобы спасение могло устро­иться помимо исполнения обязанностей, ко­торые налагаются званием и состоянием. Ибо как то и другое — от Бога, так и то, и другое может быть обращено или на угождение Ему, если верно исполняется, или на оскорбление Его, если не исполняется» (святитель Феофан Затворник) [132] . Важно ли, с кем дружить?

Дружба не должна увлекать нас ко греху. Она не должна быть заводима с человеком гневли­вым или вспыльчивым. По-христиански ли защищать злых? Не защищай злых, потому что через это ты их поощряешь на худое и себя оскверняешь, приобщаясь к делам их. Также терпение обид и уступчивость тоже не должны простираться до поощрения зла. Какие пути духовной (подвижнической) жизни нельзя принимать своевольно?

Три пути, на которые не должно выходить без особого звания (призвания): путь затворни­чества, путь юродства и путь настоятельства. Из чего можно узнать, что доброе дело делается по воле Божией? «Всякому доброму начинанию бывает пре­пятствие от беса, — говорит нам старец Илиодор Глинский, — но это-то и добрый знак.

По сему должно заключать, что начатое дело есть по во­ле Божией»[133] . А насколько духовная милостыня дороже теле­сной? Насколько душа дороже тела, настолько ду­ховная милостыня выше телесной. В каких случаях христианин должен умалчивать истину? Христианин должен умалчивать истину пред людьми, которые могли бы со злорадством и враждебностью злоупотреблять ею.

Так, он дол­жен умалчивать истину пред злонамеренным подстрекателем, злорадостным переносчиком, мстительным противником — умалчивать о том, что они могли бы использовать во вред своему ближнему. Христианин должен умалчивать ис­тину и пред легкомысленными, которые сооб­щенную им истину, может быть весьма важную, готовы разгласить всякому встречному.

Вообще, он не должен своей речью подвергать опаснос­ти ничье благо. Христианин должен сохранять тайну, переданную, вверенную ему ближним. Когда не должно умалчивать истину? Христианин не должен скрывать истину пред судебными органами, которые разведывают о преступнике, пред родителями, которые забо­тятся об исправлении своих детей, пред свя­щенником на исповеди, пред другом, который раскрывает нам свою душу, и т.д.

Христианин не должен умалчивать об опасности, напри­мер, смерти, когда дело идет о необходи­мости приготовить больного через исповедь и Св. Причащение к вечности. Можно ли говорить с неверующим о вере? С неверующим безопасно можно говорить тому, кто твердо знает веру; в противном случае неверующий может повредить душе говоряще­го с ним.

Доброе ли дело давать взаймы? Конечно, ибо даяние взаймы есть второй вид дарения. Повинен наказанию не дающий взай­мы, поскольку осуждается в нечеловеколюбии. Впрочем, и на милость разум нужен, как гово­рит народная пословица: знай толк — не давай пьяному в долг. Что надо делать, когда хвалят? «Услышав похвалу себе, вспомни свои недо­статки» (святитель Филарет Московский)[134] .

Какое самое высокое дело на земле? «Нет выше дела на земле, как дело со­вершения Литургии и причащения народа Св. Таин Тела и Крови Христовых» (святой Иоанн Кронштадтский). В чем состоит сила доброго дела? Сила доброго дела состоит в постоянстве. Всегда ли верен голос совести? Непременно нужно слушать голос совести: сим голосом нередко вещает Ангел хранитель наш; впрочем, чтобы этот голос был верен, его надо поверять словом Божиим. Где полезнее жить? «При св.

обители и при опытном духовнике» (старец Адриан Югский)[135] . Как лучше раздавать милостыню? В книге подвижников благочестия мы чита­ем, что некоторая старица раздавала милосты­ню тайно, говоря при этом: «Вот такая-то про­сила меня передать тебе!» (Сама же спала на камне, прикрытом ветхим ковром). Что лучше — правило молитвенное читать или ближнему помочь?

«Нарушающий молитвенное правило под предлогом услуги, в коей иногда и не нуждают­ся, как теплохладный, изблюется из уст Божиих (см. Откр. 3, 15-16). Все хорошо в свое время, в своем месте, а если ты в угоду другим каждоднев­но будешь оставлять правило или вычитывать его кое-как, то, право, плохо тебе будет после. Держись царского (среднего) пути.