Valentin Mordasov /What do you advise, Father?/ The Library Golden-Ship.ru THE GRACE-FILLED WORD OF THE ASCETICS OF PIETY: WHAT DO YOU ADVISE, FATHER? Answers to the Difficulties of Everyday Christian Life and Church Piety MOSCOW 2011   Orthodox Library Golden Ship, 2012 UDC 248 BBK 86.

Так, он дол­жен умалчивать истину пред злонамеренным подстрекателем, злорадостным переносчиком, мстительным противником — умалчивать о том, что они могли бы использовать во вред своему ближнему. Христианин должен умалчивать ис­тину и пред легкомысленными, которые сооб­щенную им истину, может быть весьма важную, готовы разгласить всякому встречному.

Вообще, он не должен своей речью подвергать опаснос­ти ничье благо. Христианин должен сохранять тайну, переданную, вверенную ему ближним. Когда не должно умалчивать истину? Христианин не должен скрывать истину пред судебными органами, которые разведывают о преступнике, пред родителями, которые забо­тятся об исправлении своих детей, пред свя­щенником на исповеди, пред другом, который раскрывает нам свою душу, и т.д.

Христианин не должен умалчивать об опасности, напри­мер, смерти, когда дело идет о необходи­мости приготовить больного через исповедь и Св. Причащение к вечности. Можно ли говорить с неверующим о вере? С неверующим безопасно можно говорить тому, кто твердо знает веру; в противном случае неверующий может повредить душе говоряще­го с ним.

Доброе ли дело давать взаймы? Конечно, ибо даяние взаймы есть второй вид дарения. Повинен наказанию не дающий взай­мы, поскольку осуждается в нечеловеколюбии. Впрочем, и на милость разум нужен, как гово­рит народная пословица: знай толк — не давай пьяному в долг. Что надо делать, когда хвалят? «Услышав похвалу себе, вспомни свои недо­статки» (святитель Филарет Московский)[134] .

Какое самое высокое дело на земле? «Нет выше дела на земле, как дело со­вершения Литургии и причащения народа Св. Таин Тела и Крови Христовых» (святой Иоанн Кронштадтский). В чем состоит сила доброго дела? Сила доброго дела состоит в постоянстве. Всегда ли верен голос совести? Непременно нужно слушать голос совести: сим голосом нередко вещает Ангел хранитель наш; впрочем, чтобы этот голос был верен, его надо поверять словом Божиим. Где полезнее жить? «При св.

обители и при опытном духовнике» (старец Адриан Югский)[135] . Как лучше раздавать милостыню? В книге подвижников благочестия мы чита­ем, что некоторая старица раздавала милосты­ню тайно, говоря при этом: «Вот такая-то про­сила меня передать тебе!» (Сама же спала на камне, прикрытом ветхим ковром). Что лучше — правило молитвенное читать или ближнему помочь?

«Нарушающий молитвенное правило под предлогом услуги, в коей иногда и не нуждают­ся, как теплохладный, изблюется из уст Божиих (см. Откр. 3, 15-16). Все хорошо в свое время, в своем месте, а если ты в угоду другим каждоднев­но будешь оставлять правило или вычитывать его кое-как, то, право, плохо тебе будет после. Держись царского (среднего) пути.

Потребуют от тебя в часы молитвы услуги, оставь молитву и служи брату, сестре, как Христу, а не потребу­ют, сама не навязывайся» (архиепископ Герасим Астраханский). 1 Руководство к духовной жизни старца Адриана иеромонаха, подвижника Югской Дорофеевой пус­тыни Нужно ли открывать сердце свое любому и при­нимать у себя всех?

«Тайны спасения повергать пред всяким без разбора и принимать одинаково всех, даже не имеющих ни чистой жизни, ни разума духовно­го и точного; походит на то же, что в нечистый сосуд вливать многоценное миро» (святитель Василий Великий)[136] . Что делать, если я не могу творить милостыню по своей бедности? Как исполнить заповедь?

Дать другому радость, улыбку, счастье — это во всякое время может раздавать самый бедней­ший из людей. Когда следует покрывать недостатки ближних и когда не следует? «Тогда хорошо покрывать недостатки ближ­них, когда можно это делать и когда это не причиняет вреда, а если уже недостатки эти са­ми собою начнут обнаруживаться, тогда лучше держаться правды, полагаясь на волю Божию» (старец Иосиф Оптинский)[137] . Бывает ли ложное смирение?

«Нужно отличать смирение от долга и обя­занностей. Это следует знать особенно людям, которым дается власть и управление над дру­гими: где проявляй смирение, а где исполняй и долг. Например, ты, священник, в домашней обстановке можешь отказаться от услуг, но во время церковной службы, когда положено при­нимать услуги от других, ты не имеешь права от них отказываться, относя эти услуги не к себе лично, а к твоему сану.

Ты наставник: в школе — учи других, а вне своих учительских обязаннос­тей будь как слушающий и поучающийся от дру­гих и т.п.» (архиепископ Арсений Жадановский)[138] . Встречается человек, вроде бы прозорливый, а между тем чувствуется в нем что-то не то; как узнать, от Бога ли его прозорливость? «Узнавать таких людей нужно по смирению, потому что враг прозорливость может дать че­ловеку, а смирения никогда не дает, — оно палит его самого» (старец Иосиф Оптинский)[139] . Что главное в жизни?

«Главное дело в жизни — молитва, а все ос­тальное — дела второстепенные» (святитель Григорий Богослов). Как узнать, что происходящее с тобой есть от Бога? Все происходящее от Бога мирно и полезно, приводит человека к самоосуждению и смире­нию. Как научиться смирению? Прочитывай в книгах св.

отцов те места, где пишут о смирении, и старайся так поступать, как они научают. В чем состоит истинная любовь к ближнему? Признак истинной любви состоит в том, чтобы отдать ближнему любую вещь, ему понравившуюся. Если работа идет против совести и веры, как надо поступить? Если работа пойдет прямо против совести и веры, то, конечно, надо уйти на другую.