Valentin Mordasov /What do you advise, Father?/ The Library Golden-Ship.ru THE GRACE-FILLED WORD OF THE ASCETICS OF PIETY: WHAT DO YOU ADVISE, FATHER? Answers to the Difficulties of Everyday Christian Life and Church Piety MOSCOW 2011   Orthodox Library Golden Ship, 2012 UDC 248 BBK 86.

Как быть христианину, если высокая должность мешает ему жить по Богу и спасать душу? Если высокая должность мешает жить по Богу и спасать свою душу, то ее следует оста­вить. Лучше быть поглупее и попроще, но спас­тись. Что пользы тебе, если ты весь мир приоб­ретешь, душу же свою погубишь? Должно ли угождать людям в нарушение воли Божией?

Например, попусту время проводить, празднословить и т.д. Преподобный Серафим говорил, что от этой неразумной любви (угождения) многие погиб­ли. Любить надо всех, но больше — Бога. Посему не следует допустить что-либо против совести из-за угождения человеку, но угождать людям во благое должно. Что главное на пути спасения?

Главное — укорять себя во всем, даже во вся­ком добром деле: не знаю, угодно ли оно Богу? Как лучше сохранить заповеди Божии? Св. отцы нам оставили учение об умносердеч-ной молитве; ею хранится ум; я не вижу другого пути, который дал бы лучшую возможность во­обще сохранять заповеди Божии. Как смотреть на людей, имеющих желание пострадать за Христа?

Да, бывает, иногда встречается у людей же­лание пострадать за Христа, но если нет благо­дати в теле, то человек может не вынести мук. Поэтому не должно дерзать на такой подвиг, но если Господь призовет, то надо просить у Него помощи, и Он поможет. Путь христианина во­обще есть мученичество. Как это вообще можно — любить врагов?

Любить врагов без благодати мы не можем, но если бы люди, понимая, что это превосходит их ес­тественные силы, искали бы от Бога благодатной помощи, то, несомненно, получили бы этот дар. Как встать на путь к совершенству? Путь к совершенству — это внимательное изу­чение святоотеческих и старческих книг. Также чтением священных книг надо заниматься не только для себя, но и для пользы других: «Сам спасешься и других спасешь!

» Как должно совершать подвиги, чтобы они были угодны Богу? Смотри, чтобы никто не знал о твоем под­виге; что ни делаешь для Бога, делай тайно. Что это за «три слова смирения»? Три слова смирения: «прости», «благослови» и «помолись о мне». Как быть, если что-то мне мешает настраи­ваться и вести духовную жизнь?

Устранить все то, что мешает или разоряет духовную жизнь. Почему так трудно просить прощения? Просить прощения трудно тому, кто горд. Можно ли непрестанно духовным заниматься? Нельзя все время духовным заниматься, на­до какое-либо нехлопотливое рукоделие иметь. Только браться за него надо, когда душа утомле­на и ни читать, ни думать, ни Богу молиться не способна.

Как давать советы неверующему сроднику? Советы твои пусть будут кроткими, извиняй­ся пред ним почаще, а больше всего ссылайся на любовь к нему. Как посещать храм, чтобы хождение было спа­сительным? Ходи в храм, когда допустит Господь, и ходи не за утешением и сладостью духовной, не за пе­нием стройным — имей это все на втором пла­не, не приучай себя к духовному сластолюбию, а ходи за благодатью, за очищением души в чувстве покаяния, не столько услаждайся пени­ем, сколько познавай и оплакивай свои грехи.

Должно ли укорять себя, когда ведешь назида­тельную беседу? Да, должно укорять себя и в назидательной беседе, чтобы не впасть в самохвальство и вы­сокомудрие: «Господи! Не осуди меня, говорив­шего сие!» В самоукорении заключается победа над собою. Когда хвалят, что должно делать? Получая похвалу, полезнее промолчать.

Как разумно просить прощения? Проси прощения, соображаясь с согреше­нием. Как скоро видишь, что согрешение твое велико, — поклонись, а когда оно невелико, ска­жи устами, с чувством сердечного раскаяния: «Прости меня, брат». Бывает ли праведный гнев? Гнев праведен в том случае, если он обращен на грех, на беззаконие, на преступление и явля­ется в нас естественно, как продукт ревности о славе Божией, сопровождаемой не ненавистью или злобой, а полной любовью и участием к ближнему, имеющий единственную цель — спас­ти грешника.

«Если кто гневается справедли­во, для вразумления и по духовной ревности, тот не будет осужден», — говорит блаженный Феофилакт Болгарский. Всякий же другой гнев осуждается бесповоротно[140] . Хорошо ли хвалить в лицо? Кто-то из отцов сказал, что похвалить есть то же, что ногу подставить спешно идущему.

Говорят, что надо уметь себя терпеть. Как это­го добиться? Правда, схимница Ардалиона говорила, что нужно поучиться еще, как себя терпеть[141] . Да, и очень надо над этим потрудиться. Например, человек несправедлив бывает к себе и требует от себя победы над своими страстями, и скор­бит, волнуется, негодует на себя, когда видит, что его берут во власть те самые страсти, от которых он решил отстать.

Но справедливо ли такое негодование на себя? Нет. Человек своей силой никогда не может победить в себе страс­тей: их побеждает в нас сила Божия. Посему нужно просить в молитве у Господа помощи, нужно смиряться в своих уклонениях, а не него­довать на себя. Говорят, что должно бояться злой привычки более, нежели врагов. Почему? Если привычка потребует сего однажды и требование ее не будет исполнено, то в другой раз найдешь ее слабой.

И хорошую привыч­ку, и худую питает время, как дрова питают огонь. Как поступать, когда соблазняешься, если другие вольно выражают свои мысли, или оскорбляешься, когда не видишь у иных кротости в обращении с дру­гими? Уверь себя, что это тебе кажется от нев­нимательности и  нерассуждения твоего. Не должно никого осуждать, ибо ты не знаешь, с какой целью они это делают; равно, как не знаешь, с какой целью и я с кем-либо так, а не иначе поступаю.