Valentin Mordasov /What do you advise, Father?/ The Library Golden-Ship.ru THE GRACE-FILLED WORD OF THE ASCETICS OF PIETY: WHAT DO YOU ADVISE, FATHER? Answers to the Difficulties of Everyday Christian Life and Church Piety MOSCOW 2011 Orthodox Library Golden Ship, 2012 UDC 248 BBK 86.
Как давать советы неверующему сроднику? Советы твои пусть будут кроткими, извиняйся пред ним почаще, а больше всего ссылайся на любовь к нему. Как посещать храм, чтобы хождение было спасительным? Ходи в храм, когда допустит Господь, и ходи не за утешением и сладостью духовной, не за пением стройным — имей это все на втором плане, не приучай себя к духовному сластолюбию, а ходи за благодатью, за очищением души в чувстве покаяния, не столько услаждайся пением, сколько познавай и оплакивай свои грехи.
Должно ли укорять себя, когда ведешь назидательную беседу? Да, должно укорять себя и в назидательной беседе, чтобы не впасть в самохвальство и высокомудрие: «Господи! Не осуди меня, говорившего сие!» В самоукорении заключается победа над собою. Когда хвалят, что должно делать? Получая похвалу, полезнее промолчать.
Как разумно просить прощения? Проси прощения, соображаясь с согрешением. Как скоро видишь, что согрешение твое велико, — поклонись, а когда оно невелико, скажи устами, с чувством сердечного раскаяния: «Прости меня, брат». Бывает ли праведный гнев? Гнев праведен в том случае, если он обращен на грех, на беззаконие, на преступление и является в нас естественно, как продукт ревности о славе Божией, сопровождаемой не ненавистью или злобой, а полной любовью и участием к ближнему, имеющий единственную цель — спасти грешника.
«Если кто гневается справедливо, для вразумления и по духовной ревности, тот не будет осужден», — говорит блаженный Феофилакт Болгарский. Всякий же другой гнев осуждается бесповоротно[140] . Хорошо ли хвалить в лицо? Кто-то из отцов сказал, что похвалить есть то же, что ногу подставить спешно идущему.
Говорят, что надо уметь себя терпеть. Как этого добиться? Правда, схимница Ардалиона говорила, что нужно поучиться еще, как себя терпеть[141] . Да, и очень надо над этим потрудиться. Например, человек несправедлив бывает к себе и требует от себя победы над своими страстями, и скорбит, волнуется, негодует на себя, когда видит, что его берут во власть те самые страсти, от которых он решил отстать.
Но справедливо ли такое негодование на себя? Нет. Человек своей силой никогда не может победить в себе страстей: их побеждает в нас сила Божия. Посему нужно просить в молитве у Господа помощи, нужно смиряться в своих уклонениях, а не негодовать на себя. Говорят, что должно бояться злой привычки более, нежели врагов. Почему? Если привычка потребует сего однажды и требование ее не будет исполнено, то в другой раз найдешь ее слабой.
И хорошую привычку, и худую питает время, как дрова питают огонь. Как поступать, когда соблазняешься, если другие вольно выражают свои мысли, или оскорбляешься, когда не видишь у иных кротости в обращении с другими? Уверь себя, что это тебе кажется от невнимательности и нерассуждения твоего. Не должно никого осуждать, ибо ты не знаешь, с какой целью они это делают; равно, как не знаешь, с какой целью и я с кем-либо так, а не иначе поступаю.
Старайся более внимать себе, а не разбирать дела, обращение и поступки других. Ты христианин, а потому не имеешь права судить — где, когда и как с кем поступают. Что такое покаяние? Покаяние есть врачевство, грех истребляющее; оно есть дар небесный и сила чудесная, которая, по милости Божией, силу возмездия за преступление закона превозмогает.
Вот почему оно не отвергает блудника, не отгоняет прелюбодея, не отвращается пьяницы, не гнушается идолослужителя, не презирает ни укорителя, ни хульника, ни гордого, но всех изменяет, ибо покаяние есть горнило, всецело очищающее грех. Настоящая жизнь наша есть время покаяния. Великая опасность предстоит нам, обремененным грехами, если покаянием не предотвратим вечного наказания, не предварим лицо Его в исповедании и не угасим пожар греховный слезами раскаяния и умиления.
Велик огонь греха, но погашается слезами. Что должно заставлять христианина исполнять свои гражданские обязанности? В благоустроенном обществе различные сословия существуют для того, чтобы члены общества носили тяготы друг друга, т.е. помогали друг другу в достижении благоденствия внешнего и внутреннего, чтобы высшие заботились о мире и безопасности низших, а они, в свою очередь, служили высшим, по мере сил своих и по роду занятий своих.
Поэтому, очевидно, не самолюбие, не своекорыстие должны руководить христианином в исполнении гражданских обязанностей, но желание блага ближнему, искренняя любовь к нему. Святой апостол Павел учил христиан повиноваться гражданским властям и законам (см. Рим. 13: 1-8) и, сообразно со значением начальников гражданского общества, воздавать каждому из них должное: «Емуже (убо) урок, урок: (а) емуже дань, дань: (а) емуже страх, страх: (и)
емуже честь, честь»; все эти и подобные им гражданские обязанности апостол соединяет в одну великую, всеобъемлющую обязанность христианина: Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви; ибо любящий другого исполнил закон (Рим. 13: 8). Что нужно, чтобы всегда быть спокойным и ничего не бояться?
Чтобы всегда иметь покой, нужно не полагаться на свои силы, а постоянно поучаться в Божественном слове. Оно нам крепость и спокойное пристанище. Есть в Священном Писании обетование Господне, которое для нас стена и ограда. Господь изрек: Я с вами во все дни до скончания века (Мф. 28: 20)[142] . Как возлюбить Господа Иисуса Христа?
Более всего укрепляет и усиливает нашу любовь ко Христу сердечное размышление о страданиях Христовых. Для этого хорошо каждый день выбирать какое-либо одно из страданий Христовых, обстоятельно размышлять о нем и чаще вспоминать в продолжение дня. От этого всегда получим дух терпения, кротости, ежедневного произвольного умерщвления и благодарной, совершенно преданной любви ко Христу. «Как ты проводишь время?