Святитель Феофан Затворник     Сборник слов на Господские, Богородичные и торжественные дни         Содержание 1. Слово на новый год (Размышление о времени и временном. Господь, силою Своею носящий вселенную, носит нас. В настоящую минуту Бог держит нас в деснице Своей над бездною ничтожества. Будем же хранить себя в чистоте. Будущее наше в руках Божиих) 1 2. Слово на новый год (Что такое обновление?

Видите сами, как семя, положенное в Благовещении, разрослось в великое спасительное древо, древо, покрывающее ветвями своими все страны света. Вот указание того, как днесь спасения нашего главизна! Но, братие, ведайте, что для каждого из нас лично домостроительство спасения становится спаси­тельным с той минуты, как мы делаемся причас­тниками его спасительности.

Можно ли в Свя­том Благовещении видеть главизну спасения и в сем отношении? — Можно. Именно в образе Благовещения и духе его указываются нам те главные расположения сердца, или то главное настроение духа, которые свидетельствуют о начале в нас спасения и делают нас его достой­ными. Как это и в чем именно, на этом и хочу остановить ныне ваше внимание.

 Вообразите себе живее самое событие Бла­говещения. Вот оно! Пречистая Дева в смирен­ном молитвенном и покорном положении, пред нею небесный посланник Архангел Гавриил — благовествующий. Но невидимо над ними до­полняет сию картину — Бог Отец, благоволя­щий даровать нам Сына Своего, Сын, идущий сотворить волю Его, и Дух Святой, нисходящий осенить Пречистую.

Установите внимание ваше на сей картине и поучайтесь в ней!  Что это совершается? — Велия благочестия тайна приходит в явление, Совет Предвечный открывается, премудрость, сокровенная от век и от родов, провозвещается. Пришло время, и ис­полняется положенное от сложения мира. При всем том, однако ж, тайна не перестает быть тай­ною. Только Всевидящий Триипостасный Бог видел, как и почему по благоволению Отца Сын Божий должен стать сыном человеческим и Дух Святой низойти и осенить к зачатию браконеискусную.

Мир ангельский и человеческий видит действуемое, исполняет повеленное, но не пости­гает совершающегося. В тайну Боговоплощения желают только проникнуть Ангелы. Не прони­кая, однако ж, ее, Архангел слетает с небесных кругов, благовествует, убеждает. Тем больше не постигает сей тайны Пречистая Дева. Несмотря на то, не только не противоречит, но и себя всю предает вседействию Божию.

И что же распо­лагало их к такой покорности? -- Несомненная известность, что так хочет и так повелевает Бог. И вот вам коренное производительное начало спасения в нас! Не видение всего, как есть и дол­жно быть, а одно ведение, что так хочет Бог, ведение, сопровождаемое безусловною покорностию. Тайны спасения и доселе остаются тайна­ми — и в догматах, и во многих заповедях, и, тем более, в сообщении благодатных даров.

Старай­ся проникнуть в них, если хочешь, подражая Ангелам, но наперед покорись им в примраке веры, ибо не ведение спасает, а вера. В Благо­вещении, положившем начало нашему спасению, все только покорствуют, а не рассуждают, — и Сын Божий, и Дух Святой, и Архангел, и Пре­святая Дева! Так да будет и в каждом из нас!  Смотрите далее, как совершается сия велия благочестия тайна. Всесторонним самоуничиже­нием.

Единородный Сын Божий, сый сияние сла­вы и образ ипостаси Отца, идет Себя умалить, зрак раба приим,— глубоко нисходит, чтобы поднять глубоко падшего и в уничижении, со­кровенно, произвесть благодатное устроение спа­сения. Архангел предвидит, что безвестная на земле Дева, непостижимо имеющая быть Мате­рию Бога, соделается честнейшею Херувим, слав­нейшею без сравнения Серафим; но, несмотря на то, смиренно благовествует и благоговейно убеждает, и не отходит, пока не услышал: буди мне по глаголу твоему.

Пречистая Дева, услышав от Ангела высокие о Себе слова: « благодатная, благословенна Ты в женах » , смутилась, помыш­ляя, « како будет целование сие » . Она не видела в Себе совершенств, хотя ими украшены были ее Душа и тело, и не постигала, как могли относить­ся к Ней такие похвалы, до того, что небесному посланнику надлежало приподнять несколько Ее самоуничижение, не описанием, однако ж, Ее лич­ных достоинств, а указанием благоволения Бо­жия.

Не бойся; обрела бо еси благодать у Бога, — как бы так: не от Твоего достоинства все, а от благодати, имеющей действовать в Тебе... Так непостижимо великое дело воплощения, сила ко­торого простирается на всю вечность, прикрыто отовсюду глубоким самоуничижением и смире­нием и совершилось в смиренной хижине дре­во делателя, в городе, от которого никто не чаял ничего доброго.

Смирением, самоуничижением и в нас начинается дело спасения. Надо присту­пить к нему с глубоким сознанием своего непот­ребства и негодности, надо глубоко чувствовать: не знаю и не имею сил, — ими же веси судьбами, спаси мя, Господи! Пока же внутри есть самона­деянный голос: сам знаю и сам смогу, — познай­те из сего, что дело спасения еще не начиналось в вас!

Спасает Божия сила; но надо в ничто об­ратить свою силу, чтоб начала действовать вседеятельная сила Божия. Самонадеянность вве­ла пагубу в мир; она же и держит его в состоянии погибельном. Надо уклониться от ней, чтобы всту­пить на путь спасенный.  Вот второе расположение, условливающее наше спасение, которое вместе с первым соста­вит следующее правило: смирись всем существом твоим и беспрекословно покорись воле Божией, устрояющей наше спасение.

У кого произойдет сие, у того с сей минуты начнется труд делания спасения. Спрашивается, чего искать в сем тру­де? — Чистоты. И этот ответ тоже даст нам ныне празднуемое Божественное событие. Ибо смот­рите: Кто воплощается? — Единородный Сын Божий, пречистое сияние славы и образ ипоста­си Отца. Кто о том благовествует? — Бесплот­ный Ангел — пречистый служитель сокровенной тайны. Кем и как приемлется благовестие?

— Девою и не иначе, как под условием сохранения девства, не иначе, как после уверения, что Дух Святой найдет и сила Вышнего осенит. Пречис­тая Дева пребыла девою не в действии только воплощения, но и в Рождестве и по Рождестве. Так всесторонне окружена чистотою главизна нашего спасения! И наше спасение, личное каж­дого, желанием чистоты начинается, ревностию о чистоте продолжается и стяжанием чистоты завершается.