Кривельская Н.В.

Масштабы и формы деятельности религиозных организаций сегодня коренным образом отличаются от тех времен, когда они могли заниматься только культовой практикой. За последние годы их представители шагнули далеко за пределы «церковной ограды» и ведут активную, в соответствии со своим предназначением, духовно-нравственную работу, занимаются благотворительностью, помощью социально незащищенным слоям населения, опекают и материально поддерживают тысячи государственных социальных заведений, создают аналогичные церковные службы, борются с бездуховностью, пьянством, наркоманией, преступностью, способствуют решению межнациональных проблем, мирному урегулированию вооруженных конфликтов. Эта внекультовая деятельность религиозных организаций приветствуется обществом и пользуется поддержкой государства.

Вовлеченность религиозных организаций в решение широкого круга вопросов, иногда далеких от собственно культовой практики, отсутствие достаточного опыта, а подчас и эйфория от безграничной возможности свободно высказываться по различным аспектам жизни общества и государства таят в себе возможность различных ошибок и недоразумений, порой компрометирующих деятельность религиозных организаций, приводят к отступлениям от принципов государственно-церковных отношений, закреплённых в Конституции Российской Федерации.

Важнейшим конституционным положением является провозглашение светского характера российского государства, приобретающее особую актуальность в эпоху крушения привычных идеологических догм. К сожалению, мы имеем немало фактов нарушений этой конституционной нормы. Наибольшие издержки, судя по сведениям, поступающим из субъектов Российской Федерации, присутствуют в системе государственного образования. Целый ряд государственных учебных заведений, как средних, так и высших, оказался открытым для миссионерства и прозелитизма. Справедливости ради надо сказать, что «сбой» в светском характере образования и обучения, доступность государственной школы для миссионеров различного толка, особенно тех, кто подкрепляет свою деятельность териальным вкладом, объясняются не только напори тыо той или иной религиозной организации, но и бл душием органов государственного образования всех уровней, их стремлением любой ценой заполнить миров зренческий вакуум школ, вузов, семьи.

Несмотря на заверения в обратном Минобразования России, в средних и высших учебных заведениях ряда регионов страны под видом образовательной деятельности продолжают заниматься миссионерством зарубежные протестантские ассоциации «Новая жизнь», «Комишн», «Церковь объединения» и «Церковь сайентологии» во всех своих разновидностях, а также другие религиозные или религиозно-образовательные учреждения. Наряду с миссионерскими задачами они ведут и целенаправленный отбор одаренных детей и молодежи в, целях вовлечения их в свои структуры.

Новые религиозные формирования активно пытаются вторгаться и в политическую жизнь России. С мест поступает немало тому подтверждений. Например, в Хакасии с некоторых пор активно действует протестантская «Церковь прославления», причём ею издаются две газеты. Она стремится закрепиться не только в духовной, образов вательной, социальной, но даже и в спортивной сфере жизни республики: в этих целях ею организована своя футбольная команда. С начала 1995 г. церковь подвизалась и на политическом поприще. В феврале ? марте ОНА включилась в кампанию по выборам глав администраций городов Абакана и Саяногорска, в декабре ? депутатов Госдумы, в июне-июле 1996 г. ? Президента РФ, в декабре ? депутатов Верховного Совета республики. На неоднократные предупреждения о противозаконности политической деятельности лидеры и активисты «Церкви прославления» реагировали своеобразно: они повышали свою активность. В результате несколько предприимчивых членов церкви стали депутатами Верховного Совета Республики Хакасия.

Нередко в политических целях используется и религиозно-национальный фактор. Осознание большинством граждан своей конфессиональной принадлежности в наше время, как правило, равно национальной самоидентификации. Трепетное отношение людей к «своей» религии активно используется этнополитическими элитами. Так, в последние годы появилось немало общественных организаций, созданных по национальному признаку, в названии которых есть указание на конфессиональную ориентацию. Лидеры некоторых из них присвоили себе право выступать от имени последователей той или иной религии, наживая на этом определенный политический капитал. Противопоставляя одно исповедание другому, а последователей тех или иных религий друг другу или всем остальным гражданам, различные союзы, культурные центры, партии вольно или невольно компрометируют религиозные организации, тем самым порой обостряя межрелигиозные отношения.

Демонстративная тяга к суверенитетам, характерная для Российской Федерации первой половины 90-х гг., не могла не отразиться на религиозной ситуации: начался процесс консолидации по этнорелигиозному признаку, что лишь усугубляет неприязнь конфессий друг к другу, стимулирует нездоровую состязательность. Разумеется, определенный урон наносится и государственно-церковным отношениям, дезориентируется общественное мнение.

Авторитет религиозных организаций, прежде всего исторически присутствующих на территории России, активно эксплуатируют и различные коммерческие структуры. Сегодня становится чрезвычайно выгодным придать их деятельности религиозную направленность. Вряд ли надо говорить о той опасности, которую несет стремление коммерческих предприятий проникнуть в религиозную организацию, слиться с нею, войти в долю, а то и просто прикрыться религиозным флером для получения налоговых льгот. Порой и религиозные организации, испытывая значительные финансовые трудности, пускаются в сомнительные коммерческие операции, приносящие наряду с доходами и ощутимые моральные издержки.

Необходимость нормализации религиозной обстановки в части устранения её негативного влияния на общественную жизнь, возможность разрешения накопившихся проблем и противоречий в сфере отношений государства и религиозных организаций, дальнейшее совершенствование этих отношений обусловлены целым рядом обстоятелься

Одно из них ? остро назревшая потребность в разработке современной концепции государственно-церковных отношений, в которой нашли бы свое отражение не только интересы конфессий, но и государства. Принятие концепции, адекватной состоянию развития государства, oбщества и Церкви, позволило бы создать более здоровую атмосферу вокруг религиозных организаций, поволило бы избавить общество и Церковь от рудиментов отношения к религии и её институтам, свойственных временам советского периода (в частности, защитить религиозные организации от попыток использования их не по функциональному назначению), от вмешательства в их внутренние дела государственных чиновников, порой и высокопоставленных… Это стало бы импульсом к духовному возрождению России! Однако сегодня в нашей стране нет той компетентной и заинтересованной государственной структуры, которая могла бы возглавить ответственную работу по формированию концепции отношений государства и религиозных организаций.

В Конституции РФ провозглашено равенство религиозных объединений перед законом. Однако этот принцип породил немало взаимоисключающих его толкований я нареканий со стороны некоторых религиозных организаций на практику его применения. Так, государство не может обеспечить абсолютное равенство всех религиозных организаций, даже зарегистрированных в органах юстиции. Было бы ошибочно, например, выделять равное эфирное время на государственном телеканале для мусульманской общины России, объединяющей более 10 млн. приверженцев, и для «Центра обществ сознания Кришны», насчитывающего всего 3 тыс. российских последователей. Однако должно быть незыблемым равенство прав и ответственности религиозных организаций перед законом. Необходима равная правовая защищенность религиозных организаций ? юридических лиц. Необходима и одинаковая возможность изложить свои проблемы и иметь гарантии их внимательного, непредвзятого рассмотрения органами государственной власти всех уровней.

Основной же причиной, тормозящей решение многих вопросов, связанных с отношениями между государством и религиозными организациями, является отсутствие правовой базы, отвечающей требованиям времени и уровню развития российского общества.

Сложность во многом заключается и по сей день в том, что не всегда пожелания религиозных организаций укладываются в конституционные рамки, а порой и в рамки здравого смысла. Как представляется, несмотря на давление и слева, и справа, в новом действующем Федеральном законе «О свободе совести и о религиозных объединениях» удалось отстоять и обеспечить главное соблюдение во всей полноте права граждан на свободу совести и вероисповедания, принципа светского характера государства, равенства религиозных объединений перед законом. Вносить новые дополнения принципиального характера, как настаивают на том адепты некоторых конфессий и некоторые представители общественности, можно лишь после возможных изменений Конституции РФ. Остановимся лишь на некоторых новациях данного Закона. Важное значение для нормализации религиозной обстановки и особенно для защиты прав граждан от посягательств на их свободу и здоровье имеет статья 14 Федерального закона «Ликвидация религиозной организации и запрет на деятельность религиозного объединения в случае нарушения ими законодательства». Широкий спектр оснований даст возможность в судебном порядке избавить общество от негативного воздействия на него псевдорелигиозных организаций (или по крайней мере поставить их в рамки закона). Вместе с новым Уголовным кодексом РФ, который начал действовать с 1997 г., эта статья направлена на реализацию Программы действий Президента Российской Федерации на 1996 ? 2000 гг. (в части свободы вероисповедания), которая носит решительный и многообещающий характер.

Пожалуй, больше всего споров вызывает статья 13 вышеуказанного Закона, регулирующая правовое положение иностранных религиозных организаций. Сейчас, по далеко не полным данным, только представительств таких организаций в России более 400, при этом лишь десятая часть их прошла регистрацию в органах юстиции. Отдельные иностранные религиозные деятели, представляющие невостребованные за рубежом организации, нередко нарушают нормы российского законодательства, касающиеся статуса иностранных граждан, порядка их регистрации и передвижения по стране. В большинстве стран мира деятельность иностранных религиозных организаций на территории страны пребывания регламентируется. Иногда устанавливаются соответствующие условия и основания, на которых иностранные религиозные организации могут осуществлять свою деятельность.