Диакон Андрей Кураев

– Ты… – сказал Гарри, чувствуя себя более неудобно, чем он мог ожидать. – Ты… мертв. Но ты находишься тут, так?

Ник вздохнул, продолжая смотреть на улицу.

– То есть ты вернулся оттуда, так? – настойчиво продолжил Гарри. – Люди могут возвращаться, верно? Они не уходят навсегда. Так? – добавил он, когда Ник снова промолчал… Ник отвернулся от окна и печально посмотрел на Гарри:

– Он не вернется.

– Кто?

– Сириус Блэк, – сказал Ник.

– Но тыто вернулся! – воскликнул Гарри. – Ты вернулся. Ты умер, но не исчез.

– Он не вернется, – повторил Ник. – Ему придется уйти.

– Что значит «уйти»? – быстро спросил Гарри. – Уйти куда? Слушай… что вообще происходит, когда человек умирает? Куда он уходит? Почему не все возвращаются? Почему это место не заполнено призраками? Почему?..

– Я не могу ответить, – сказал Ник.

– Ты же мертв! – раздраженно воскликнул Гарри. – Кто же может знать лучше, чем ты?

– Я испугался смерти, – мягко сказал Ник. – Я захотел остаться. Иногда я задаюсь вопросом, не должен ли я был… должен ли я был попасть ТУДА или СЮДА… Ну, на самом деле, я ни ТАМ, ни ТУТ, – он грустно улыбнулся. – Я не знаю ничего о смерти, Гарри, я выбрал эту слабую имитацию жизни здесь».

Так что и о посмертии, и о воскресении ролинговская сказка говорит (и молчит) вполне здраво. Воскресить тело под силу только Богу, но не дано магии и заклятиям.

Увы, ругатели книги Ролинг читают ее с позиции заведомой презумпции виновности писательницы…

Ну ладно, ну решил ты, что книга вредная, и с ней нужно вступить в полемику, – но врать в этой полемике все равно не стоит.

Не надо врать, будто «мальчикколдун Гарри Поттер борется со злом (священниками) с помощью магии и духов»139. Ну, нет в этих книгах никаких христианских священников, тем более таких, с которыми борется Гарри.

Не надо врать, будто в этих сказках «Иисус представлен жалким слабаком, заслуживающим презрения»140. Иисус вообще не упоминается в этой сказке (разве что читатель сам может вспомнить о Том, Чье Рождество и Пасха все же празднуются в волшебной школе).

Не надо врать, будто «Алекс Кроули, мировой вождь сатанистов, высочайше оценил это цикл повестей»141. Александр Кроули (Александр – христианское имя; в сатанизме он взял себе имя Алистер) действительно мировой вождь сатанистов. Но он умер в 1947 году – за 50 с лишним лет до появления этих книг.

Не надо врать, будто бессовестный Гарри радуется неудаче, произошедшей с учителем, который «ранее спас Гарри жизнь»142.

Некая гречанка Елена Андрулаки написала гневную отповедь – от имени Православной Церкви. Она уверяет, что уже во второй книге о Гарри Поттере «мы читаем

0 жертвоприношении животного, школьной кошки (которую, заметьте, зовут "госпожа Норрис"), и об одержимости маленькой ученицы, которая, теряя контроль над собой, душит петухов и нападает на все живое и мертвое в школе. Атмосфера все более напоминает триллер, тем более, что все ученики каждую секунду подвержены опасности быть убитыми»143.