Daniil Sysoev/Catechetical Conversations/ Library Golden-Ship.ru Priest Daniel Sysoev CATECHETICAL CONVERSATIONS Publishing House of the Church of the Prophet Daniel on Kantemirovskaya, Moscow, 2007   Orthodox Library, Golden Ship, 2012 TABLE OF CONTENTS On God and the Holy Scriptures On the Commandments of God On the Mystery of the Incarnation of God On Baptism and the Sacraments of the Church On Good and Evil. On the struggle with sin.

Moreover, we come to God in this way: the Holy Spirit leads us to the Son and through the Son leads us to the Father. That is why the Church always sings at matins, remember: "In Thy Light we shall see the Light." Whom? In what Light? In Thy Light, O God, we'll see the Light. How is that? What kind of Light is this? In Thy Light, in the Holy Spirit, shall we see the Light of Whom? Son. The light that is from You.

Through the Spirit we come to the Son, and through the Son we come to the Father. And we become His children. The Holy Spirit is called the Life-giving, because He is the Source of all life, He created both plant life and animals, He gives life to angels and people, but He, most importantly, gives eternal life. He gives eternal life in the Sacraments. He regenerates us, He breathed a soul into us at the beginning of the world, and He gives us new life in the Sacraments of Baptism, Chrismation, and the Sacrament of Communion.

Дух Святой участвовал в Боговоплощении — мы знаем, что Христос родился от Духа Святого и Марии Девы. Он был свидетелем страданий Христа. И Он сошел на землю в день Пятидесятницы и создал Церковь Христову. Церковь, которую врата ада не одолеют, которая до сих пор сохраняет свою жизнь в течение всех двух тысячелетий, несмотря на гонения. И Дух Святой обновит творение в конце времен.

Он действительно является Духом Животворящим. И скажем дальше, что Дух Святой — Автор Библии. Он говорил через пророков, через апостолов. — В каком Он смысле говорил? — Многие думают, что Библия написана как письмо от Бога. Но это не так. Пророки и апостолы не лишались разума, когда им Дух Святой говорил, потому что Дух Божий просвещает мысль, а не подавляет.

Потому что Он — Дух разума, Дух премудрости и кротости, и крепости, и силы. Дух Святой, наоборот, усиливает могучий сильный разум, так что человек видит то, что никогда бы не увидел сам. Пророки узнавали будущее за много веков до того, как оно произошло. Почему? Потому что Дух Божий озарил их разум. Он является источником Откровения Божия. Мы знаем, что Церковь живет не только Писанием, но и Преданием.

Есть ложное предание, человеческое, а есть Предание Бога. Апостол Павел сказал: «Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим» (2Фес.2,15). — А что такое «предание»? — Предание, собственно, это проявление Святого Духа в самой Церкви. Он проявляет Себя как? В подвигах святых мучеников, в творениях святителей, в подвигах преподобных, которые покоряли свое тело Духу, которые творили множество необыкновенных чудес.

И Он проявляется в Литургии, в догматах Церкви, в жизни церковной. Например, мы говорим, что иконы взяты из Предания. Хотя и в Библии сказано, что Бог повелевает делать иконы Моисею. Опять-таки, не икона — свидетельство Боговоплощения. А свидетелем Боговоплощения является Кто? Кто является свидетелем Христова Божества? Дух Святой. Именно поэтому иконы мироточат и чудеса многие творятся.

И поэтому Откровение нам дается в обоих видах: Писание и Предание, они одно без другого не существуют. Писание нужно для того, чтобы не подменить Предание Божие преданием человеческим, а Предание — для правильного понимания Писания. Потому что без этого будет миллион ложных толкований. Это все — едино. В едином и целом держится. — Кто такой Святой Дух?

— Это Тот, Кто исходит от Бога Отца, это тоже Бог. Одно из трех Лиц единого Бога. Третья Личность Бога, равная Отцу и Сыну. — То есть, Бог породил Святой Дух так же, как и Сына? — Нет, Он извел Святого Духа иным образом, чем Сына. Мы знаем, что иным образом, но не ведаем, каким. Григорий Богослов пишет: «Ты спрашиваешь меня, чем отличается рождение Сына от исхождения Святого Духа, отвечаю — объясни мне для начала, что такое есть Безначальность Отца, как может нечто быть абсолютно безначальным, объяснишь мне, я тебе объясню потом и то, и другое, и мы попадем в сумасшедший дом».

— Зачем отвечать вопросом на вопрос? Почему он не может ответить — я не знаю? — А ответ такой же. Мы знаем, что иным образом, но не знаем, каким, как мы не знаем в принципе, что такое рождение, так ведь? Вот и всё. Мы знаем, что Отец породил Сына, но как — не ведаем. Известно, что Дух Святой исходит от Отца иным образом, чем Сын, но как, мы не знаем.

— Но сказать, что Бог породил Святой Дух, это неправильно? — Да, потому что Сам Бог говорит, что Он Его извел. — В общем, Святой Дух исходит от Отца. И на этом всё? — Да. Таким образом, мы знаем, что это три Личности. Четко видим, что их три «Я», три Самосознания, понимаете. А источник Божества — один, поэтому и Бог один. Почему мы не верим в трех Богов? Потому что источник Божества — Отец. Он источник и Сына, и Духа.

Поэтому не три Бога у нас, а Один Бог, имеющий Свое Слово и Святого Духа. — Скажите, а что значит — «соединиться с Богом»? — Вот к этому я как раз сейчас и хотел перейти, к этому вопросу. — А можно сказать, что Святой Дух — это составная часть? — Бог не состоит из частей, Бог — простое Существо, не состоящее из частей. Он един в трех Личностях, в трех «Я». — А как вообще правильно говорить?

— Три Личности, у каждой их которых есть собственные свойства: у Отца — нерожденность, у Сына — рождение, у Духа — исхождение. Это три свойства, которые отличают одну Личность от другой, вот и всё, во всем остальном они полностью равны друг другу. Давайте теперь перейдем к вопросу, что значит — соединиться с Богом. Вот важнейший вопрос!

Есть Дух Святой, то есть от Него можно святость получить. А что такое святость? Святость — что-то запредельное, запредельные силы... Мы знаем, что Бог непостижим. Он говорит: «... человек не может увидеть Меня и остаться в живых» (Исх.33,20). И апостол Павел пишет: «... блаженный и единый сильный Царь царствующих и Господь господствующих, единый имеющий бессмертие, Который обитает в неприступном свете, Которого никто из человеков не видел и видеть не может. Ему честь и держава вечная! Аминь» (1Тим.6,15-16).