Daniil Sysoev/Catechetical Conversations/ Library Golden-Ship.ru Priest Daniel Sysoev CATECHETICAL CONVERSATIONS Publishing House of the Church of the Prophet Daniel on Kantemirovskaya, Moscow, 2007 Orthodox Library, Golden Ship, 2012 TABLE OF CONTENTS On God and the Holy Scriptures On the Commandments of God On the Mystery of the Incarnation of God On Baptism and the Sacraments of the Church On Good and Evil. On the struggle with sin.
О ЗАПОВЕДЯХ БОЖИИХ Сегодня мы будем говорить о заповедях Господних: что такое хорошо и что такое плохо с точки зрения Православной Церкви. Как вы в обычной жизни это определяете? — Существуют разные нормы. Те, которые во всех учебниках прописаны, их и придерживаются. Скажем, можно понять, что добро — это когда какие-то финансовые средства идут в помощь нуждающимся.
Наверное, это одно из самых главных дел, чем может заниматься человек, — благотворительность. — А вот, например, деятельность героиновой мафии, которая занимается благотворительностью специально для вывода из героиновой зависимости, чтобы потом снова подсадить. Это добро или зло? Это та реальность, с которой мы сталкиваемся. Тоже благотворительность, между прочим. Внешне благотворительность, формально. — В принципе, да. — Почему я это спрашиваю?
Потому что нормы-то общества бывают разные. Например, в нашем обществе есть совершенно безобразная норма — делать аборты. Причем достаточно многие считают, что это правильно. Как вы думаете, с точки зрения нормального человека: разве это может быть нормой — убивать других людей? Убивать просто невинного человека, беззащитного, слабенького. — Но есть и другая сторона, многие считают, что если мать не может прокормить ребенка... — .значит, его надо убить.
— Зачем нам его мучения — это как оправдание такое... — Это очень интересное оправдание. Давайте посмотрим дальше: вот человек заболел, и его очень сложно прокормить. Поэтому знаете, что мы сделаем? Мы убьем его — и всё! В принципе логично было бы, так? А древние якуты так и делали. До принятия христианства в Якутии был такой обычай, что стариков уводили в тундру и оставляли там без еды. И это считалось нормальным. А зачем лишний рот?
Он же работать не может, пользы обществу не приносит. Его не прокормишь. Поэтому лучше пусть его там волки съедят. А было еще такое племя, жило оно в южных предгорьях Урала, — они обычно своих родителей, когда те становились старыми, беспомощными, душили и съедали. И мясо зря не пропадает, и получается такая вот польза обществу. О чем это говорит?
О том, что общественные нормы — это вещь очень такая, мягко говоря, своеобразная. В нормальных обществах до недавнего времени за аборты давали или смертную казнь, или ссылали лет на десять, как это, например, было в Российской Империи. А сейчас это считается нормой и, более того, это считается правом человека. Я не понимал и до сих пор не могу понять, как это может относиться к правам человека.
Или, например, до совсем недавнего времени практически во всех странах была такая норма, что прелюбодеяние и гомосексуализм являлись преступлениями. Причем преступлениями против государства, которые наказываются тоже или смертной казнью, или какими-нибудь длительными сроками заключения. Но сейчас это тоже считается нормой, сейчас прелюбодеяние даже воспевается в миллионах песен. Общественные нормы изменились.
Как вы думаете, а истина изменилась из-за этого или нет? — Не должна. — Вот почему я ставлю вопрос именно так. Потому что при таком подходе, когда добро и зло определяются обществом, получается, что добро и зло — вещи относительные. Но, тем не менее, человеку свойственно относиться к добру и злу как к чему-то абсолютному. Люди так считают подсознательно, то есть специально этого не обдумывая, зло осуждают, а добро оправдывают.
То есть, в любой ситуации любой человек, какое бы общество не было образовано, он всегда будет стараться делать больше добрых вещей, нежели злых. С чем это связано? С тем, что добро и зло определяются неким особым образом. Добро, с точки зрения христианства, есть следование воле Бога, а зло есть нарушение воли Бога. Более того, с точки зрения христианства, добро есть описание свойств Божиих, свойств сущности Бога Самого.
Мы прямо верим, что Бог целомудрен, чист, кроток, смирен, Бог есть любовь. И поэтому человек, который делает добро, тем самым становится похожим на Бога. А человек, который не делает добра, он, соответственно, что делает? Он становится похож на врага рода человеческого. Здесь еще стоит сказать несколько слов, что если добро — это свойство Самого Бога, то зло не имеет своей сущности.
Это очень важно помнить, потому что очень многие люди говорят: ну, это так у меня получилось, потому что водка плохая, вот я и напился; или, например, мак плох, поэтому я наркотик употребил. Можно ли так сказать, что водка плохая? — Если ее некачественно сделали, то можно. — Это если некачественно сделали, а нормальная качественная водка, она плохая или хорошая?
— В зависимости от того, как ее употреблять. — Да. То есть, по сущности ничего злого нет, это очень важная христианская норма. Однако многие люди пытаются что-то объявить злом по сущности. Говорят, что вот это дело злое, по сущности своей злое. Или, например, люди говорят, что какое-то качество тоже злое по своей сущности. Это не так, зла по сущности нет. — А сигареты?
— В принципе сам по себе табак, как таковой, — это растение, которое может быть использовано в качестве лекарства, но курение — это злоупотребление табаком. Как наркотик сам по себе хорош для обезболивания, но плох, когда начинают на него подсаживаться. Это очень важно, потому что с точки зрения христианства вообще любое зло есть извращение добра.
Вы, наверное, не встречали ни одного человека, который говорил бы о себе, что он полностью добр, без тени зла. Такие люди встречаются крайне-крайне редко, практически никогда. Они этим бравируют, но стоит им указать на их негатив, когда чуть копнешь, они все равно будут от него отнекиваться, они всегда будут пытаться его оправдать, они будут пытаться его обосновать.