Daniil Sysoev/Catechetical Conversations/ Library Golden-Ship.ru Priest Daniel Sysoev CATECHETICAL CONVERSATIONS Publishing House of the Church of the Prophet Daniel on Kantemirovskaya, Moscow, 2007 Orthodox Library, Golden Ship, 2012 TABLE OF CONTENTS On God and the Holy Scriptures On the Commandments of God On the Mystery of the Incarnation of God On Baptism and the Sacraments of the Church On Good and Evil. On the struggle with sin.
Как вы думаете, а истина изменилась из-за этого или нет? — Не должна. — Вот почему я ставлю вопрос именно так. Потому что при таком подходе, когда добро и зло определяются обществом, получается, что добро и зло — вещи относительные. Но, тем не менее, человеку свойственно относиться к добру и злу как к чему-то абсолютному. Люди так считают подсознательно, то есть специально этого не обдумывая, зло осуждают, а добро оправдывают.
То есть, в любой ситуации любой человек, какое бы общество не было образовано, он всегда будет стараться делать больше добрых вещей, нежели злых. С чем это связано? С тем, что добро и зло определяются неким особым образом. Добро, с точки зрения христианства, есть следование воле Бога, а зло есть нарушение воли Бога. Более того, с точки зрения христианства, добро есть описание свойств Божиих, свойств сущности Бога Самого.
Мы прямо верим, что Бог целомудрен, чист, кроток, смирен, Бог есть любовь. И поэтому человек, который делает добро, тем самым становится похожим на Бога. А человек, который не делает добра, он, соответственно, что делает? Он становится похож на врага рода человеческого. Здесь еще стоит сказать несколько слов, что если добро — это свойство Самого Бога, то зло не имеет своей сущности.
Это очень важно помнить, потому что очень многие люди говорят: ну, это так у меня получилось, потому что водка плохая, вот я и напился; или, например, мак плох, поэтому я наркотик употребил. Можно ли так сказать, что водка плохая? — Если ее некачественно сделали, то можно. — Это если некачественно сделали, а нормальная качественная водка, она плохая или хорошая?
— В зависимости от того, как ее употреблять. — Да. То есть, по сущности ничего злого нет, это очень важная христианская норма. Однако многие люди пытаются что-то объявить злом по сущности. Говорят, что вот это дело злое, по сущности своей злое. Или, например, люди говорят, что какое-то качество тоже злое по своей сущности. Это не так, зла по сущности нет. — А сигареты?
— В принципе сам по себе табак, как таковой, — это растение, которое может быть использовано в качестве лекарства, но курение — это злоупотребление табаком. Как наркотик сам по себе хорош для обезболивания, но плох, когда начинают на него подсаживаться. Это очень важно, потому что с точки зрения христианства вообще любое зло есть извращение добра.
Вы, наверное, не встречали ни одного человека, который говорил бы о себе, что он полностью добр, без тени зла. Такие люди встречаются крайне-крайне редко, практически никогда. Они этим бравируют, но стоит им указать на их негатив, когда чуть копнешь, они все равно будут от него отнекиваться, они всегда будут пытаться его оправдать, они будут пытаться его обосновать.
Никто не будет зло считать добром, так как понятно само по себе, что это зло, не нужно его делать. А то, что добро нужно делать — и это люди понимают сами по себе, без какого бы то ни было обоснования. Вот, например, почему плохо убивать? Многие задумались, хотя все, наверное, догадываются, что убивать плохо. Совершать убийство плохо. — Лишать жизни другого человека нельзя. — Почему? — Не знаю, просто нельзя.
— Вот видите, норма есть, а причину часто не осмысливаем. Причина, безусловно, есть, она связана с Богом. Почему нельзя убивать? Потому что ты узурпируешь право Бога — только Тот, Кто дал жизнь, может ее и отнимать. Вот это духовный корень. — Но мать тоже дала жизнь ребенку, значит, она имеет право его убивать. — Мать не дала жизнь ребенку.
Никакая мать никогда никому еще жизнь не дала. Мать — это только орудие, с помощью которого Бог дает жизнь. Ведь вы не можете дать жизнь кому бы то ни было, создать жизнь твари? — Вряд ли. — Вот именно, и мать этого тоже не может. Для того, чтобы жизнь дать, надо создать элементарные частицы, потом из них создать атомы, потом из атомов — молекулы, потом из молекул собрать клетку, оживить ее. Можете такое? Никто этого не может, кроме Бога.
Потому что источником жизни является Бог. И поэтому человек, который отнимает жизнь, он, естественно, нарушает закон Бога. А теперь давайте поговорим о том, что такое грех. Грех — мятеж против Бога, и грех есть беззаконие. Грех — нарушение Закона Бога, а следовательно, грех — это родственник смерти. Почему? Потому что Закон был создан для жизни.
Бог разве придумывал Закон, чтобы помучить? Десять заповедей. Мы сегодня поговорим о них: почитай Бога; не сделай идола; не произноси Его имя всуе; почитай день субботний, шесть дней работай, седьмой день — Господу Богу; почитай родителей; не убивай; не прелюбодействуй; не воруй; не лжесвидетельствуй и не завидуй — вот десять заповедей, так, кратко.
Вот если бы их соблюдали все люди на земле, как вы думаете, жизнь была бы лучше или хуже? — Конечно, лучше. — Да, никаких бы войн не было, семьи бы не распадались. — Тогда бы неинтересно было... — Не знаю, я почему-то предпочел бы такой неинтересный вариант. — Многие, когда об этом заходит речь, говорят, что неинтересно было бы тогда.
— Я бы так не сказал. Это очень значимое заблуждение, которое связано с тем, что люди думают, что грех обогащает жизнь, как говорится: запретный плод сладок. Но раз грех есть беззаконие, то он, следовательно, ведет к смерти. Библия говорит, грех — это скрежет зубов, сказано — крик, вопль. «И сказал Господь: вопль Содомский и Гоморрский, велик он, и грех их, тяжел он весьма; сойду и посмотрю, точно ли они поступают так, каков вопль на них, восходящий ко Мне, или нет; узнаю» (Быт.18,20-21).