Daniil Sysoev/Catechetical Conversations/ Library Golden-Ship.ru Priest Daniel Sysoev CATECHETICAL CONVERSATIONS Publishing House of the Church of the Prophet Daniel on Kantemirovskaya, Moscow, 2007   Orthodox Library, Golden Ship, 2012 TABLE OF CONTENTS On God and the Holy Scriptures On the Commandments of God On the Mystery of the Incarnation of God On Baptism and the Sacraments of the Church On Good and Evil. On the struggle with sin.

Посты ведь предназначены не для того, чтобы человек диету соблюдал. Что включает в себя пост? Кроме воздержания от мяса, молока, яиц, рыбы, что еще? Еще предполагается ходить больше в храм, больше читать слово Божие, больше делать добрых дел. Тогда Божии силы будут непосредственно приходить. Это не пустые слова, не какие-то фантомы. Божия сила — это реальность, которую даже пощупать можно.

Только она гораздо более мощная, чем что бы то ни было. Поэтому и силы даются. Антоний Великий ел только два раза в неделю. Сорок лет он так питался обычно. Но он ни разу не болел, был очень сильный физически, мог пешком по полтысячи километров проходить, чего, я думаю, никто из нас не сделает. Он жил в глухой пустыне, я как раз недавно был в этом монастыре.

Там до источника ему надо было полтора километра в один конец ходить за водой, и он носил на себе эту воду сам и дожил до ста тридцати лет. И ничего. А потому что Божия сила на самом деле действует, понимаете, — это не фантазии и не сказки. Человек же, который говорит, что, мол, мне сил не хватит, обычно попросту не доверяет Богу. Помните, что любой грех связан с непослушанием Богу.

У нас в Церкви грех нарушения поста связан в данном случае с маловерием. Страсти лечатся чем? Лечатся они, конечно, искренним раскаянием и силой Бога, которая дается в Таинстве, Таинстве покаяния или крещения. Если человек не крещен, значит, он крестится и получает силу Бога, для того чтобы справиться со страстями. Крещеный человек для борьбы со страстями кается и причащается и также получает силу Бога.

Но нам недостаточно просто не делать зло. Знаете, часто люди говорят: у вас там одно «нельзя» — нельзя то, нельзя сё. А что же можно? Есть такая книга, называется «Петр Дамаскин», там он приводит список из двухсот семидесяти шести добродетелей, которые можно делать вместо страстей. Наверное, достаточно? И это только начальные добродетели, а дальше еще есть.

То есть человек усваивает себе свойства Самого Бога. И эта работа продолжается бесконечно, бесконечное уподобление Создателю. Но что такое добродетель, как вы думаете? — Когда делают добро. — Просто? Чем тогда добродетель от доброго дела отличается? — Добродетель — это навсегда, наверное, а доброе дело один раз сделал, и всё. — Да.

Добродетель — это добро, вошедшее в привычку. То есть, наша цель — не просто сделать добро. Многие люди говорят: ну, я же добро делаю. Задача человека — не просто делать добро. Задача человека — сделать так, чтобы добро вошло у него в привычку. Например, если человек раскаивается в каком-то грехе, что он должен делать?

Он должен сделать, чтобы противоположная этому греху добродетель вошла у него в привычку. Тогда это будет, собственно, настоящее исправление греха. И когда человек добродетель делает, он делает ее, конечно, с помощью Христа. Господь говорит: «. без Меня не можете делать ничего» (Ин.15,5). И это чистая правда! Потому что сделать одно доброе дело можно — на энтузиазме, еще на чем-то, а вот сделать, чтобы это постоянно было, без Христа невозможно.

Или возможно, но только на гордыне, но тогда это будет хуже, чем если бы добрых дел не было. Потому что «доброе» дело на гордыне ненавистно Богу и людям. Вам нравится человек, который гордится своей праведностью? — Нет. — Конечно. Часто люди говорят: ну, как же, гордость ведь хорошее качество. Нет, это не так. А представьте себе: вот вы общаетесь с человеком, который очень уважает себя и имеет высокое о себе мнение, вам приятно с ним будет говорить?

И чем более усиливается это качество, тем меньше желание общаться с этим человеком. Но если это доброе дело, как же так может быть? Кажется странным, да? А все очень просто. Потому что гордыня — это грех, причем первогрех, корень всех остальных грехов. Сатану погубила гордыня. И на самом деле, то, что человек гордится собой, имеет чувство собственного достоинства, это плод недомыслия.

Действительно, сейчас я вам скажу так: если хочешь гордиться, пожалуйста, но гордись тем, что ты сделал без души, потому что душу тебе дал Бог. Или не дал Бог? Дал. Гордись тем, что ты сделал без рук, потому что руки тебе тоже даны Богом. Без ног, без головы, без туловища. Все Богом дано, так? Так. Что ты сделал без ума, потому что ум тебе тоже Бог дал. Можешь гордиться. Все, что останется, — все твое. А что останется? Ничего не останется.

Все очень просто — можно гордиться тем, что ты сделал до рождения. Потому что рождение тоже Богом дано. Понимаете? Какое чувство собственного достоинства, откуда оно, собственное достоинство, возьмется? — Но человек должен уважать себя в каком-то определенном смысле. — Зачем? А зачем себя уважать, объясните, мне просто интересно. — Но на самом деле должно же быть чувство собственного достоинства. — Зачем? Объясните.

— Если человек уважает себя, он уважает других. — Совершенно необязательно. Наоборот. Чем больше человек уважает себя, тем меньше он уважает других. Давно замечено. Я не видел ни одного примера обратного. Вы можете вспомнить такие примеры? — Нет, но человек должен себя уважать, но не сильно. — А на сколько «не сильно»? Что это за необходимое качество такое, которое чем больше его, тем хуже человек становится?

— Ну, почему же, всё в разумных пределах. — А чем определяются разумные пределы? Например, у меня знакомый алкоголик был, он так всегда говорил: у меня разумные пределы, я свою меру знаю, когда нижняя челюсть губу не прикрыла, тогда я пьяный. Или говорит: я свою меру знаю, когда я упал, то я больше не пью. Ну вот, опять-таки, разумная мера у каждого своя.