Daniil Sysoev/Catechetical Conversations/ Library Golden-Ship.ru Priest Daniel Sysoev CATECHETICAL CONVERSATIONS Publishing House of the Church of the Prophet Daniel on Kantemirovskaya, Moscow, 2007   Orthodox Library, Golden Ship, 2012 TABLE OF CONTENTS On God and the Holy Scriptures On the Commandments of God On the Mystery of the Incarnation of God On Baptism and the Sacraments of the Church On Good and Evil. On the struggle with sin.

Насчет наказания грехов отцов в детях часто люди спрашивают, что это значит. Дело в том, что там добавлено: «ненавидящих Меня». Речь идет о родовом грехе, а такие случаи бывают: поколение пьяниц или поколение блудников — встречается такое, когда родители блудят страшно, дети блудят страшно и так далее. Вот когда родители впадают в смертные грехи, то Бог наказывает до третьего и четвертого рода, а потом прекращает род вообще, просто пресекает. Вот об этом и говорит Писание. Почему? Потому что Бог — Ревнитель.

— А что делать, если человек подозревает, что все его беды связаны с какими-то родовыми грехами, к которым он отношения не имеет, грехами бабушки, дедушки и т.д. — Все очень просто: «Господи, к Тебе прибегох, научи мя творити волю Твою, яко Ты еси Бог мой». Когда человек приходит под защиту Бога, когда он крестится, все проклятия прекращают действовать  на Него.  Все  очень  просто.

  Бог является Властелином, Вседержителем. И Бог — Властитель абсолютный. И никто не может противиться руке Его, никто, абсолютно. Ни человек, ни Ангел, ни злой дух... — Но злой дух противится Богу... — Когда Бог захочет что-то сделать, никто не в силах помешать Ему, абсолютно. — А почему тогда Бог не возьмет и не уничтожит, дьявола, например?

— А почему Он и нас с вами не уничтожит? — Тогда бы грехов не было. — Опять-таки, если бы дьявол заставлял людей делать грех, тогда, конечно, вопрос был бы логичен, но дьявол никого не заставляет, он предлагает, люди соглашаются. — И крещеным тоже?.. — Ну и что? Жаль, остается только пожалеть, ничего сделать мы уже не сможем. Человек выбрал.

Когда человек совершил свой выбор, то мы уже не можем ничем помешать. Пока человек живой, есть надежда. Пока человек живой, есть выбор. После смерти выбора уже нет. Можно только милостыню раздать за умершего, чтобы Бог как-то облегчил его участь. Следующая заповедь гласит: «Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно» (Исх.20,7). То есть, нельзя божиться. Знаете, что такое «божиться»?

Когда говорят: Господи, Боже мой — как связку в предложении, знаете такие разговоры? Имя Божие всуе поминают. Этого делать нельзя ни в коем случае. Потому что имя Божие — это святыня. И оно освящает человека. Если, например, вы начнете икону использовать в качестве совка для мусора — это же кощунство будет. То же самое и имя Божие, если вы будете им разбрасываться, будет такое же кощунство.

Эта заповедь, конечно, запрещает также кощунствовать, издеваться над Богом, хулить Бога. Она требует благоговейного отношения к имени Божию. Действительно, практика показывает, что те люди, которые хулят имя Божие, они очень быстро получают наказание от Бога. Например, вы знаете, как умер замечательный такой человек Энгельс? Он умер от рака ротовой полости. Чем он хулил Бога, тем и был наказан.

— Бывает, человек потерял кого-то из близких, кто-то умер, и человек говорит, что я перестал верить в Бога, как Бог мог такое сотворить — забрать родного мне человека. Как помочь людям, которые разочаровываются в Боге, когда идет целая полоса неудач. — Простите, а они к Богу до этого ходили, об этом не вспоминали? Почему Он должен им помогать?

Это — во-первых, а во-вторых, надо помнить, что для Бога важнее всего состояние души человека. Он поэтому забирает человека тогда, когда душа или более готова для вечности, или находится на грани такого зла, которое должно быть просто страшно наказано. Бог забирает из этих соображений, а не из того, чтобы там еще пожил, чтоб детей вырастить... Потому что Бог делает всё для блага человека или для предотвращения большего зла.

— А если автомобильная катастрофа или еще что-то непредвиденное посылается человеку, независимо от него. — Опять-таки, от человека независимо, а от Бога зависимо. Вот и всё. Бог поэтому и забирает тогда, когда это или наиболее лучший момент для человека, или дальше он пойдет только ниже. Есть Промысел Божий, который нужно просто принять — и всё.

— Люди часто говорят, что Бог забирает лучших. — Не знаю, по-разному бывает. Или лучших, или худших. Вот, кстати говоря, интересно, что часто люди говорят: как же, вот я особого зла не делал, а на меня вот такие беды напали. Дело в том, что люди, которые так говорят, что особого зла, мол, не делали, они находятся в таком состоянии своеобразной самовлюбленности, они считают, что у них все нормально, и у них просто в жизни места для Бога не остается.

Богу приходится разбивать такое состояние человека замкнутости на самом себе, для того чтобы человек к Нему пришел. Вот в этом цель. Человек просто живет в какой-то скорлупе, как улитка, и Бога не видит, а Бог создал человека не для этого совсем, не в Его планах было такое создание. И Он вытряхивает человека из его скорлупы. Блаженный Августин замечательно сказал: милосерд Ты, Боже, Который разбивает все планы, которые я строил, чтобы я мог увидеть Небеса.

Когда человек, бывает, сидит в плену своих планов, которые сам понастроил, и здесь только вот такой шок его может из себя вывести. А мы помним, что Бог для этого творил нас, не для того, чтобы каждый себя удовлетворял. Если человек хочет другого, это его проблемы, потому что Бог свое желание не изменит. Следующая заповедь гласит: «Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай [в них] всякие дела твои, а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни [вол твой, ни осел твой, ни всякий] скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих; ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его» (Исх.20,8-11).

Заповедь делает обязательным почитание седьмого дня. Если в Ветхом завете это была суббота, то сейчас, после того как Господь воскрес из мертвых и дал нам победу над смертью Воскресением из мертвых, мы почитаем за седьмой день воскресенье. Субботу мы тоже почитаем, например, в субботу и воскресенье мы не голодаем. Церковь запрещает ничего не есть в субботу и в воскресенье.