Daniil Sysoev/Catechetical Conversations/ Library Golden-Ship.ru Priest Daniel Sysoev CATECHETICAL CONVERSATIONS Publishing House of the Church of the Prophet Daniel on Kantemirovskaya, Moscow, 2007   Orthodox Library, Golden Ship, 2012 TABLE OF CONTENTS On God and the Holy Scriptures On the Commandments of God On the Mystery of the Incarnation of God On Baptism and the Sacraments of the Church On Good and Evil. On the struggle with sin.

Ну, кроме тех случаев, когда только нечего есть, понятно. В данном случае сознательные голодовки в эти дни запрещено устраивать. Человек, который постится в субботу и воскресенье, отлучается от причастия. — А если пост Великий? — Не отменяется совсем, а просто ослабляется резко. В субботу и воскресенье, например, Рождественским постом, мы всегда едим рыбу.

Великим постом мы в субботу и воскресенье едим кальмаров, крабов, креветок, масло постное едим. То есть, мы всегда ослабляем пост, потому что выделяем как праздники субботу и воскресенье. В субботу и воскресенье уменьшается количество поклонов, в воскресенье вообще запрещено класть земные поклоны. В субботу и воскресенье всегда совершается литургия в храмах.

Есть дни, когда литургия не совершается, но в субботу и воскресенье она совершается всегда. Но заповедь Господня главным образом о том, что в эти дни мы не должны делать никаких своих дел. — Что мы тогда должны делать? — Я сейчас объясню. Мы не должны: убираться дома, например, в субботу уберетесь; или заниматься какими-нибудь грандиозными своими планами, вскапыванием огорода. Мы воскресенье посвящаем Богу.

Воскресенье с какого момента начинается, кто знает? — С двенадцати ночи... — Нет, воскресный день начинается с шести часов вечера, с вечера субботы и до вечера воскресенья. Вечером в субботу мы идем куда? Все люди, все христиане должны в субботу вечером и в воскресенье утром быть в храме. Исключения возможны для людей, находящихся в тяжелой болезни и находящихся в том месте, где храм очень далеко находится, в километрах ста от него.

Но и они, которые далеко находятся от храма, должны в этот день читать слово Божие. Значит, когда огородом заниматься? Очень просто: на огороде мы занимаемся, пашем до вечера субботы, можем вечером в воскресенье попахать, тогда Бог благословит нашу работу. А если человек будет в воскресенье работать на огороде, Бог пошлет какую-нибудь саранчу, заморозки и тому подобное.

Давно известно, когда люди думали, что они будут лучше работать в воскресенье, то получалось, что они или сами заболевали, или Бог наказывал их через их огород. — А если нет возможности в другие дни работать? — Уж извольте найти такой момент, чтобы воскресный день посвятить Богу. Другое дело, если вы работаете на «скорой помощи», например, или у домны, которая не затухает, или в милиции, где в воскресенье ваша смена, тогда вы выходите, естественно, на работу, которую нельзя перенести на другой день, но вы тогда в другой день идите в храм Божий.

Но во всех остальных случаях мы должны, конечно, быть в храме Божием, а не работать сами для себя, читать слово Божие. Вы можете работать, в том числе и тяжело, для больного, для несчастного, для человека, который не может себе помочь, потому что в воскресенье нужно делать добро, как говорит Господь. — А шоколад можно есть в пост? — Горький — пожалуйста, молочный нельзя.

Эта заповедь также требует исполнения церковных постов и праздников. В великие праздники, такие как Рождество, Крещение, Пасха, мы тоже приходим в храм Божий, обязательно молимся и не работаем точно так же. Великих праздников, как вы знаете, двенадцать: Преображение, Рождество Богородицы, Воздвижение, Введение во храм Пресвятой Богородицы, Рождество, Крещение, Сретение, Благовещение, Вход Господень в Иерусалим, Вознесение, Пятидесятница и Успение. Вот двенадцать праздников.

И в посты перед праздниками Церковь также благословляет нам поститься, как того заповедь требует, то есть не есть мясных и молочных продуктов. Вот четыре поста: Рождественский, Великий пост, который идет семь недель до Пасхи, Петровский пост, который начинается через неделю после Троицы и идет до двенадцатого июля, и Успенский пост, который идет с четырнадцатого до двадцать восьмого августа.

А также постимся мы каждую среду и пятницу, кроме сплошных седмиц ингода. В среду мы вспоминаем предательство Иуды, а в пятницу мы вспоминаем распятие Господа. Дальше, следующая заповедь, которая у нас есть, это заповедь почитания родителей: «Почитай отца твоего и мать твою, [чтобы тебе было хорошо и] чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе» (Исх.20,12).

Нужно почитать родителей, не обижать их, ни в коем случае не бить — это смертный грех, Господь за это может покарать ужасно. Он карает очень сильно людей, которые бьют родителей. Вот у меня друг уехал в Чечню, он рассказывал, что чаще всего погибают, даже сгорают заживо те солдаты, про которых известно, что они избивали родителей. Бог даже Сам таковых и карает грешников, потому что это смертный грех, конечно же.

Потому что Бог дал через них жизнь, а ты, издеваясь над родителями, издеваешься над орудием Божиим, над Промыслом Божиим о тебе. Видите, каким все это образом связано. — Кто-то говорил, что люди, погибающие в огне, сразу возносятся на Небо. — Нет, это не так. На Небо возносятся те люди, которые любят Бога. Не механически, не потому, что они получают от Него какие-то блага, а потому что они любят Бога, только поэтому. Никакого непочитания не может быть.

Кроме того, эта заповедь также требует, чтобы мы не хулили власти. Хотя можно их не слушать, если они нам не подчиняются, нарушают волю Божию, но мы власть не хулим. В той мере, в какой она выполняет волю Божию, она угодна Богу. Поэтому христиане бывают милиционерами, например. И, конечно, мы почитаем священников как слуг Божиих. Итак, следующая заповедь гласит: «Не убивай» (Исх.20,13). То есть нельзя убивать. (Это шестая заповедь.

Не первая, как часто люди думают, а шестая.) Почему? Потому что не ты дал жизнь и не тебе ее отнимать. Естественно, нельзя убивать людей, начиная с какого момента? — С рождения... — С зачатия. Человек становится человеком в момент зачатия. Человеком, обладающим бессмертной душой, свободной волей. Поэтому человеку нельзя убивать никакого человека.