Daniil Sysoev/Catechetical Conversations/ Library Golden-Ship.ru Priest Daniel Sysoev CATECHETICAL CONVERSATIONS Publishing House of the Church of the Prophet Daniel on Kantemirovskaya, Moscow, 2007   Orthodox Library, Golden Ship, 2012 TABLE OF CONTENTS On God and the Holy Scriptures On the Commandments of God On the Mystery of the Incarnation of God On Baptism and the Sacraments of the Church On Good and Evil. On the struggle with sin.

И только Сам Бог мог от этого проклятия человека избавить. И вот поэтому происходит действительно удивительное чудо. Бог становится Человеком, для того чтобы людей возвести к Самому Себе, чтобы человек стал богоподобным существом, чтобы он стал богом по благодати. И в этом — суть христианства, в том, что человек не просто становится хорошим.

Вот вы же креститесь, знаете, для какой цели? Для того, чтобы стать святыми. Для меньшей цели креститься незачем. Христос пришел, чтобы людей сделать святыми, богоподобными существами. А мы размениваемся на какую-то мелочь. Одна барышня мне сказала: я покрещусь, чтобы у меня с сыном все хорошо было. Согласитесь, ну как это можно креститься, чтобы с сыном было все хорошо. Мелковато как-то все-таки.

Это все равно, что взять алмаз и использовать его для забивки гвоздей. Несоизмеримые вещи получаются. Или, например, использовать какую-нибудь прекрасную картину для шинковки капусты. И поэтому Господь приходит на землю. Но как Он приходит? Естественно, мы знаем, что Господь не насиловал человеческую волю для того, чтобы сделать людей богоподобными, вернее богообразными. Богоподобными они должны были стать.

И в часть этого богообразия входит то, что человек имеет свободную волю. Потому что без свободной воли не возможны ни любовь, ни дружба — ничто. А Бог создал человека для того, чтобы он любил Его, жил бы в Его любви. И поэтому Господь в течение пяти с половиной тысяч лет ищет Себе человека, который мог бы отдать Ему все свое сердце. Ищет, ищет и не находит.

Он выращивал Себе Свой народ, целый народ вырастил специально. И вот — пять с половиной тысяч лет, условно говоря, селекции такой. В каком смысле селекции? Не в смысле дарвиновском, а в смысле поисков наибольшей любви. Это, скажем так, антидарвиновская селекция. Если в дарвинизме кто сильный, тот и прав, то в христианстве кто любит, тот и прав.

Кто больше всего любит, тот и ближе всего к Богу. Так вот, в результате этого нашелся один человек, Который возлюбил Бога всем сердцем своим, всей душой своей. Как этого человека звали? — Иисус Христос! — Иисус еще не родился. — Божия Мать. — Дева Мария. Дева Мария, прекраснейшая из всех дочерей человеческих, сердцевина человеческого рода, единственный непорочный цветок, который вырос на дереве человечества.

И в Библии есть такие удивительные слова: «Что лилия между тернами, то возлюбленная моя между девицами» (Песн.2,2). Представьте себе: репейник, целое огромное поле репейника растет. Представьте: лопухи, репьи там всякие, чертополох. И оттуда лилии вырастают, представляете, какая красота, удивительный такой вот контраст. Так же и Дева Мария — Она выросла на поле человечества, терновом, грязном, похабном, откровенно говоря.

Непорочнейшая, прекраснейшая и чистейшая Дева. Потому что Ее воля выбрала Бога с самого младенчества, и Она так захотела с самого детства. Но произошло это не случайно. В Ней как бы собрались все добродетели предыдущих поколений. На самом деле, и добродетели ведь тоже не остаются замкнутыми в одном человеке, они тоже передаются. Мы знаем, что грех одного человека влияет на другого человека.

Элементарно: человек, например, напился, поехал по дороге и сбил другого человека. И неважно, что тот человек не грешил, но последствия греха коснулись и его жизни. Так же и добродетели, они тоже не остаются без влияния на других людей. Недаром говорят: яблочко от яблони недалеко падает. Поэтому, например, если семья живет по христианским законам, ищет Бога, то дети будут более защищены, и им будет легче стать святыми, чем детям из семей, где люди пьянствуют, блудят или ненавидят. Почему? Атмосфера в семье влияет на детей.

И действительно, добродетель как бы «заражает» человека, условно говоря. И вот, из этого дерева вырастает Пречистая Дева Мария. Господь это семя пестовал в течение многих тысячелетий, и вот выросла, наконец, Пречистая Дева. И к Ней однажды является Архангел Гавриил и говорит ей: «... радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами» (Лк.1,28).

А Мария удивилась, думала: что же это за такое странное приветствие? А тогда Ангел говорит Ей: «... Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца» (Лк.1,30-33). И Дева Мария отвечает: «...как будет это, когда Я мужа не знаю?» (Лк.1,34) Почему Она так говорит? Потому что Она была девственницей. И Она дала обеты вечного девства.

Про Нее говорят, что Дева Мария — это первая монахиня в истории мира. Многие люди думают, что монахи такие мрачные люди. Правда, у нас это сложнее думать, потому что, если посмотреть на наших монахов, которые у нас здесь во множестве ходят, — многих ли вы тут мрачных монахов видели? Они очень веселые, наши монахи, это очень даже видно: среди монахов веселых людей гораздо больше, чем среди семейных.

Я просто, как знающий и ту и другую жизнь, могу подтвердить. Потому что монашество действительно приближает человека к Богу. И вот Дева Мария, будучи первой монахиней, говорит: как же Я могу родить сына, когда Я девственна? Ангел отвечает ей: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим» (Лк.1,35).

То есть, я не знаю, как это произойдет, но это тайна, тайна, которая невыразима никаким языком. Но я знаю, Кто эту тайну сделает реальностью — Дух Святой и сила Всевышнего. Какая такая сила Всевышнего, как вы думаете? Да, Божественная сила. Кто здесь имеется в виду? — Святой Дух. — Дух Святой есть, а еще Кто? Сам Христос! Он есть природная сила Отца.